Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412




Скачать 0.55 Mb.
Название Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412
страница 1/4
Дата публикации 07.06.2015
Размер 0.55 Mb.
Тип Программа
edushk.ru > Военное дело > Программа
  1   2   3   4
Программа развития УУД на ступени основного общего образования

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 412
Пояснительная записка

Все изменения и инновации в образовании обусловлены новыми требованиями к современной школе. В основных приоритетных законодательных документах, таких как: «Национальная инициатива «Наша новая школа»», «Петербургская школа 2020», Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования (ФГОС), утвержденными приказами Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 и от 17. 12. 2010 №1897 - обозначен социальный заказ, т.е. заказ государства, который необходимо выполнить современной школе. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на формирование способности ученика реализовывать собственные проекты, формирование умения учиться, изменение содержания обучения в контексте практических жизненных задач, системность образовательных траекторий, обучение в совместной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся ступени основного общего образования на основе требований ФГОС к структуре и содержанию программы формирования УУД.

Теоретико-методологической основой для составления программы является пакет методических материалов по разработке стандартов второго поколения.

^ Цель программы: обеспечение регулирования различных аспектов освоения метапредметных умений, то есть способов действий, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры на ступени основного общего образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий основного общего образования;

  • выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия их формирования в образовательном процессе и в социуме;

  • обеспечить развитие универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин

  • конкретизация требований к результатам основного общего образования


Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе содержит:

  • описание основных подходов по развитию универсальных учебных действий в основной школе, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД;

  • планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • ценностные ориентиры развития УУД, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

  • основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;

  • условия развития УУД;

  • преемственность программы развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию;

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать помощником, создателем новых учебных ситуаций, новых заданий, направленных на формирование УУД и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Так как в основе разработанных стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход и ключевым понятием в системно-деятельностном подходе выступает деятельность, то принцип отбора методов, способов и форм обучения - деятельностный.

Формы и методы обучения, в основу отбора которых положен системно-деятельностный подход, а также способы и средства обучения дают возможность сформировать у учащихся такие универсальные учебные действия (УУД), которые в дальнейшем становятся личностными, метапредметными и предметными компетентностями.

Системно-деятельностный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).
^ Содержание программы

Понятия, состав и характеристика УУД в условиях предметного преподавания
Проблему формирования метапредметных умений учащихся можно отнести к разряду важных в методике и педагогике. Так, еще в «Великой дидактике» Я.А. Коменским было отмечено, что важно найти приемы и методы, чтобы учащиеся могли учиться самостоятельно. Умениям учиться уделялось недостаточно внимание, несмотря на их значимость. И.Я. Лернер в монографии «Теоретические основы процесса обучения в советской школе», представил краткую историю исследования общеучебных умений [7,с. 274].Первоначально в содержание образования включались только предметные умения, свойственные любой изучаемой науке. Впоследствии было замечено, что усвоение предметных знаний и способов деятельности сопряжено с межпредметными умственными способами деятельности, составляющими процесс усвоения (анализ, абстрагирование, синтез, обобщение, умозаключение, сравнение)[7, с. 276].

Предметная система преподавания различных дисциплин обеспечивает возможность формирования у учащихся определенных умений, но несогласованность учебных программ, отсутствие преемственности приводит к отрывочности знаний, отсутствию у них единой целостной картины мира, понимания законов его развития.

^ Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в широком смысле, умение учиться, а в узком – совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование предметных, личностных и метапредметных умений, включая организацию этого процесса [1, с. 153].

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделены четыре вида учебной деятельности:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4)коммуникативные[8, с.3].

^ Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях[8, с.8].

^ Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, так и того, что еще неизвестно;

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий[8, с.10].

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графические или знаково-символические).

логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство;

постановка и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

  • формулирование проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми[8, с.56-57].

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной и познавательной сфер обучающегося. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности обучающихся и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Чтобы развивать УУД в рамках какой-либо отдельно изучаемой дисциплины необходимо системно применять средства и приемы развития этих действий, что обеспечит в дальнейшем перенос действий, совершаемых в рамках одной дисциплины на другие. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Обучающийся научится регулировать свою деятельность, если научится общению и сорегуляции, а из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия обучающего. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к деятельности, познанию мира целостно, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Системный подход к развитию УУД позволяет усмотреть общность одних явлений с другими явлениями объективной действительности. Это дает возможность выявить условия переноса и взаимодействия элементов системы. Именно поэтому к развитию УУД и выявлению уровней их сформированности необходимо подходить с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) развитие универсальных учебных действий претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты обучающегося, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я концепции.

^ Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

  • Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

  • На ступени основного общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Существенную роль в этом играют учебные предметы гуманитарного цикла.

  • Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

^ Технологии формирования УУД

Среди технологий, методов и приѐмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определѐнных УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа еѐ решения);

ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своѐ адекватное решение;

ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач. Личностные универсальные учебные действия: — на личностное самоопределение; — на развитие Я-концепции; — на смыслообразование; — на мотивацию; — на нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные универсальные учебные действия: — на учѐт позиции партнѐра; — на организацию и осуществление сотрудничества; — на передачу информации и отображение предметного содержания; — тренинги коммуникативных навыков; — ролевые игры; — групповые игры. Познавательные универсальные учебные действия: — задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; — задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание; — задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; — задачи и проекты на проведение теоретического исследования; — задачи на смысловое чтение. Регулятивные универсальные учебные действия: — на планирование; — на рефлексию; — на ориентировку в ситуации; — на прогнозирование; — на целеполагание; — на оценивание; — на принятие решения; — на самоконтроль; — на коррекцию.

В основе формирования УУД в начальной школе лежит технология личностно-ориентированного обучения, то целесообразно для дальнейшего развития УУД в основной школе применять следующие технологии, способствующие активной работе обучающихся над заданиями самостоятельно:

  • технологии критического мышления;

  • технологии мастерских;

  • игровые технологии;

  • групповые технологии;

  • технологии компьютерного обучения;

  • проблемное обучение.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412 icon Образовательная программа (для ступеней начального, основного и среднего...
Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412 icon Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Содержание образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2...
Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412 icon Анализ итогов работы школы на ступени основного общего образования за 2013-2014 учебный год
Уч году школа на ступени основного общего образования работала в режиме 6-дневной рабочей недели, в одну смену. На конец учебного...
Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412 icon Образовательная программа начального общего, основного общего и среднего...
Паспорт Образовательной программы общеобразовательного учреждения моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Нового Оскола Белгородской...
Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412 icon Образовательная программа основного общего образования Муниципального...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412 icon Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412 icon Образовательная программа (для ступеней начального, основного и среднего...
Мбоу «Белоколодезянская средняя общеобразовательная школа им. В. А. Данкова Шебекинского района Белгородской области»
Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412 icon Программа основного общего образования моу «Клепиковксая средняя общеобразовательная школа №1»
Основная образовательная программа основного общего образования моу «Клепиковская сош №1» разработана на основе следующих нормативных...
Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412 icon Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Рамма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования (далее – Программа) направлена на...
Программа развития ууд на ступени основного общего образования гбоу средняя общеобразовательная школа №412 icon Собранием членов педагогического совета гоу средняя общеобразовательная школа
Директор гоу средняя общеобразовательная школа №412 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов