Урок по литературе в 7 классе




Скачать 71.58 Kb.
Название Урок по литературе в 7 классе
Дата публикации 22.07.2016
Размер 71.58 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Военное дело > Урок
Урок по литературе в 7 классе

«Воспитание добротой в повести В.Распутина «Уроки французского»

Цели урока:

- закрепить знания учащихся по повести В.Распутина «Уроки французского»;

- познакомить учащихся с главными темами творчества В. Распутина;

- найти ответ: почему герой поступает так, а не иначе, по каким нравственным законам он живет;

- развивать речь учащихся, формировать умение анализировать художественное произведение, пересказывать сюжет, быстро и грамотно отвечать на вопросы;

- воспитывать у учащихся умение выражать свое мнение, противостоять трудностям; - воспитывать в детях стремление сопереживать, воспитывать чувство внимательности и доброты к окружающим.

^ Тип урока: обобщающий.

Методы:

- словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия);

- наглядный (портрет писателя, выставка произведений, рисунки детей);

- активная методика распределения заданий.

^ Оборудование к уроку: портрет В.Распутина, тексты повести В.Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести, а также по теме “Великая Отечественная война”, “Дети войны”, эпиграф “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” (Л.Н.Толстой); ТСО.

^ Ход урока

  1. Вступительное слово учителя о теме урока, цели и задаче.

  1. Показ видеоролика «Дети войны»

Время Великой Отечественной войны, а также послевоенное время было ужасно тяжелым. Практически каждая семья потеряла на войне кого-то из родственников. Был голод, разруха.

Сегодня на уроке мы поговорим о детях войны. Попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои известного писателя Виктора Распутина в повести “Уроки французского”.

Мы должны разобраться с такими понятиями как “нравственность”, “милосердие”, “гуманность”.

Задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В.Распутина, но и в себе. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н. Толстого. “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”.

^ II.Сообщение о В.Распутине

15 марта 1937 года в семье Григория Никитича и Нины Ивановны Распутиных в поселке Усть-Уда Иркутской области, затерявшемся на таежном берегу Ангары, появился сын Валентин. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка.

Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, где провел в лагерях долгие годы.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета,

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты.

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д.

Самое знаковое событие в жизни писателя случилось, когда один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники.

В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения.

Человек чрезвычайно критичный и требовательный к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературным творчеством.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, – тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания.

Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Именно такие люди и показаны в повести «Уроки французского».
^ III. Беседа с учащимися по содержанию повести

- О чем эта повесть?

(В повести «Уроки французского» описываются голодные послевоенные годы. Главный герой, одиннадцатилетний мальчик, уезжает из дома, чтобы учиться, в деревне есть только начальная школа, он теперь учится в райцентре. В райцентре мальчик тоскует по дому и матери, но понимает, что делает большое дело - получает образование).

- Как вы думаете, почему этот рассказ написан от первого лица?

(Автор изложил свою биографию. Автор – персонаж).

«Уроки французского» - это рассказ о доброте и милосердии.

Опубликована повесть в 1973 году. Посвящено матери Вампилова - Анастасии Копыловой – Вампиловой, в прошлом учительнице. Но героиня Распутина - другая учительница – Лидия Михайловна, которая учила его французскому языку в 5 классе.

Эта повесть помогла найти учителя. Анастасия Копылова прочитала это произведение и узнала себя и своего ученика Виктора Распутина, только не помнит, как высылала ему посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…

- Расскажите, как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых?
2.Показ отрывка «Пропажа продуктов»

- Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
3.Показ отрывка «Мама приехала»

- Что привлекает вас в мальчике? В его характере?

(Сила характера, честность, благородство, доброта, упорство в достижении цели, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире.).

- В каких эпизодах проявляются эти черты характера?

- Почему мальчик пошел играть на деньги?
4. Показ отрывка «Избиение мальчика»

- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика?

- Как ведет себя мальчик во время избиения?

- Почему и после драки он снова стал играть?
Школьник, чтобы не голодать, научился играть в «чику» и на эти деньги покупал молоко. Сверстники избили его за то, что он выигрывал. Об этом узнала учительница.

- Как ведет себя учительница?

Она принимает судьбу этого мальчика близко к сердцу. Пытается ему помочь.

- Почему Лидия Михайловна пытается помочь Володе?

(Она увидела в этом мальчике настоящую человеческую гордость, недетское мужество).

- Как мальчик получил посылку?

- Что в ней лежало?

- Почему он понял, то эту посылку прислала ему не его мать?

- Почему мальчик не принял посылку?

( Так был воспитан. Жесткие правила. Ничего просто так не возьмет.)
7. Показ отрывка «Игра в чику».

- Как вы объясните “непедагогический поступок” Лидии Михайловны?

- Какие нравственные уроки преподает своему ученику Лидия Михайловна?

Учительница французского языка поступила непедагогично. НО она преподала нам самый главный жизненный урок – урок добра и милосердия. Она помогает в трудное время своему ученику и не винит его в своем увольнении и продолжает помогать ему и после.

- В чем, по-вашему, проявляется доброта в этом рассказе?

- Как иначе можно назвать?

(«Уроки жестокости и доброты». Жестокость подростков – доброта учительницы, помощь, не унижающая достоинства.)

IV. Выводы учащихся

- Как Вы думаете, почему на наш урок выбраны слова Л.Толстого в качестве эпиграфа?

В повести В.Распутина молодая учительница привлекает к себе голодного и упрямого мальчика, играя с ним в “пристенок” или “замеряшки”. Лидия Михайловна решилась на это, т.к. ее ученик, прежде упрямо не бравший ничего, теперь принимал от нее деньги, т.к. это был “честный” выигрыш, и опять бегал на базар покупать молоко.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.

Рядом с обыденным, бытовым в произведении писателя присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе. Это все не только помогает нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждает: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

  1. Словарная работа. Гуманизм. Гуманист. ( Записать в тетрадях).

  2. И в завершение нашего урока послушайте стихотворение «Спешите делать добро»

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу.

Дарите только теплоту

Ребенку, женщине и другу.

И отодвиньте пустоту

Жизнь все вернет сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,

Мечта и счастье к вам вернутся.

И нежной лаской вновь и вновь

В вас чья-то радость отзовется.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

Но если когда-то кому-то

Поможет улыбка твоя,

Ты счастлив,

Что день не напрасно был прожит

Что годы живешь ты не зря!

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственнику, другу.

Оно, как истинное волшебство,

Всегда вернется вам по кругу.

Д/З: Ответить на вопрос: стал ли В. Распутин учителем?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе в 7 классе icon Урок в 8 классе с. Баксаненок 2009г. Тема: «Гигиена дыхания»
Открытый интегрированный (биология, английский, информатика), бинарный (русско-англо-кабардинско-латинский), комбинированный с применением...
Урок по литературе в 7 классе icon 4. Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе стр. 40 8
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников
Урок по литературе в 7 классе icon Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок по литературе в 7 классе icon Обобщающий урок по литературе в 10 классе на тему: в мире «Сказок» Салтыкова-Щедрина
Развивать навыки работы с текстом художественного произведения, умение анализировать и делать выводы
Урок по литературе в 7 классе icon Урок биологии в IX классе. Этот урок разработан для IX класса учебник
Этот урок разработан для IX класса ( учебник под редакцией И. Н. Пономаревой), но может быть проведен и в XI классе при условии усложнения...
Урок по литературе в 7 классе icon Сценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок по литературе в 7 классе icon Урок по литературе в 8 классе "Слово о полку Игореве"
Цель урока: повторение и закрепление знаний; раскрытие живой связи “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства
Урок по литературе в 7 классе icon Урок математики во 2 классе по теме «Метр»
Левчун Н. М. провела открытый урок математики во 2 классе по теме «Метр» с использованием групповых форм работы
Урок по литературе в 7 классе icon Тема урок
Урок Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в унт, дрл и в литературе 18 века"
Урок по литературе в 7 классе icon Разработка урока «Простые и составные числа»
Урок в 5 классе, учебник С. М. Никольского. Урок построен на основе технологии деятельностного метода
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов