№8 «Методы, приемы и средства обучения»




Скачать 139.95 Kb.
Название №8 «Методы, приемы и средства обучения»
Дата публикации 12.03.2016
Размер 139.95 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Военное дело > Документы
Тема № 2.8 «Методы, приемы и средства обучения».
1.Понятие «метод», «прием», «средство» обучения.

Эволюция методов обучения.

2.Классификация методов обучения.

3.Классификация методов обучения по источнику получения знаний: характеристика словестных, наглядных и практических методов.

4.Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности.

5.Классификация средств обучения.

6.Выбор методов обучения.
Метод (греч. «путь к чему-либо») обучения, т.е. дидактический метод – совокупность путей, способов решения задач образования.

^ Прием – элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

Средства обучения
– не решают учебных задач, но обеспечивают организацию и ход учебного процесса: учебное оборудование, учебные пособия.



Функции методов, приемов и средств обучения:

  • Обучающая;

  • Мотивационная;

  • Развивающая;

  • Воспитательная;

  • Организационная.

Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленных на решение образовательно-воспитательных задач.

Классификация методов обучения:

АВТОР

ПРИЗНАК

^ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Н.М.Верзилин,

Е.Я.Голант,

Е.И.Петровский,

Д.О.Лордкипанидзе

по

источнику получения знаний

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.

М.А.Данилов,

Б.П.Есипов

по

дидактическим

целям

  • методы сообщения новых знаний;

  • методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;

  • методы проверки и оценки ЗУН.

И.Я.Лернер,

М.Н.Скаткин

по

характеру познавательной деятельности

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский.

Ю.К.Бабанский

на основе целостного подхода

к процессу обучения

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • методы стимулирования и мотивации учения;

  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

М.И.Махмутов

сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося

  • методы преподавателя;

  • методы учения (исполнительный, репродуктивный, поисковый, частично-поисковый).


Классификация по источнику получения знаний.

  1. Словесные методы обучения: применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.




«+»

  • Широко используются в процессе формирования у учащихся теоретических знаний.

  • Обеспечивают обмен информацией между учителем и учениками.

«–»

  • Факты и представления даются в готовом виде.

  • Мало возможностей для постановки и решения проблемных вопросов и заданий, выполнения творческих работ.

  • Развитие логического мышления, познавательной самостоятельной активности.




  1. ^ РАССКАЗ – словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей.

Ведущая функция – обучающая.

Сопутствующие функции: развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная.

Педагогические требования:

  • Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока:

  • С целью изложения нового материала.

  • С целью обобщения.

  • С целью закрепления материала.

  • С целью подготовки к восприятию материала.

  • Содержать только достоверные и научно проверенные факты.

  • Быть эмоциональнее.

  • Иметь четкую логику изложений.

  • Излагаться простым и доступным языком.

  • Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений.

  • Занимать 10-15 минут.

  • Необходимо учитывать структуру:

  • Начало.

  • Развитие событий.

  • Кульминационный момент.

  • Финальная часть.

  • Широкое использование наглядности.

  1. БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.

Ведущая функция – побуждающая.

Педагогические требования:

  • Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся.

  • В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные.

  • Вопросы не должны содержать ответа.

  • Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов.

  • Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность.

  • Не ставить длинные или двойные вопросы.

  • Не должно быть «подсказывающих» вопросов.

  • Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос.

«+»:

  • Активизирует деятельность ученика на уроке.

  • Развивает память и речь.

  • Помогает контролировать знания учащихся.

  • Может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.

Ведущая функция – побуждающая.

Педагогические требования:

  • Т.к. в объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений и доказательств, то главное в методике объяснения:

  • Ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися.

  • Последовательное изложение материала.

  • Обязательное проведение инструктажа (вид объяснения и предъявление задания):

  • Элементы беседы.

  • Показ приемов работы, порядка действий.

  • Проверка качества усвоения материала.

  1. ЛЕКЦИЯ – систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.

  1. ДИСКУССИЯ – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

  1. РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

  • Конспектирование.

  • Составление плана текста.

  • Тезирование.

  • Цитирование.

  • Аннотирование.

  • Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного).

  • Составление базовых понятий по теме, разделу.

  • Составление матрицы идей различных авторов.

Сущность метода: овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно.

Педагогические требования:

  • Отбирать посильный для учащихся труд.

  • Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя.

  • Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются.

  • Работа с учебником не должна занимать в начальной школе более 10-15 минут.

Факторы, определяющие эффективность:

  • Когда ваши дети умеют свободно читать и понимать прочитанное.

  • Умение выделять главное в изучаемом материале.

  • Умение вести записи, сопоставлять структурные и опорные схемы.

«–»:

  • Малоэкономичен, большие затраты времени.

  • Не учитывает индивидуальные особенности учащихся.

  • Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управлением процессом обучения.

  1. ДИСПУТ – метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.




  1. Наглядные методы обучения: способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Цель:

  • Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.

  • Развитие наблюдательности.

  • Изучение конкретных свойств предметов.

  • Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.

В начальных классах применяется наглядность:

  • Естественная
    (гербарий, минеральные камни).

  • Рисунковая.

  • Объемная.

  • Звуковая (аудиозаписи).

  • Графическая.

  1. НАБЛЮДЕНИЕ:

  • Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях.

  • Наблюдение в классе.

Задачи:

  • Развить интерес к окружающей жизни.

  • Научить анализировать природные и социальные явления.

Педагогические требования:

  • Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью).

  • Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств.

  • Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).

  1. ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др.

Педагогические требования:

  • Наглядность применять в меру.

  • Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала.

  • Должна соответствовать возрасту.

  • Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.

  • Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.

  • В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования.

  • При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.

  1. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др.

^ Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.

  1. ВИДЕОМЕТОД

Демонстрация используется тогда, когда процесс и явления учащихся должны достигнуть в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между компонентами, прибегают к иллюстрации.


  1. Практические методы обучения.

Назначение: формирование умений и навыков.

  1. УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

  1. Устные: способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

  2. Письменные: закрепление знаний, их применение.

  3. Графические: помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление.

  4. Учебно-трудовые: обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием.

В зависимости от учащихся:

  1. Воспроизводящие.

  2. Тренировочные.

  3. Творческие.

Педагогические требования:

  • Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений.

  • Знание правил выполнения действий.

  • Системность проведения упражнения.

  • Учет достигнутых результатов.

  • Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.

  1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений.

Могут проводиться:

  1. В иллюстративном плане: учащиеся в своих опытах делают то, что было ранее продемонстрировано учителем.

  2. В исследовательском плане: ученики сами на основании метода приходят к новым методам.

  1. ^ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.

В начальной школе игры по правилам.

Функции:

  1. Активизирует познавательные процессы.

  2. Воспитывает интерес и внимание детей.

  3. Развивает способности.

  4. Учит действовать детей по правилам.

  5. Закрепляет знания и умения.

  6. Развивает любознательность и вводит детей в жизненные ситуации.

Элементы дидактической игры:

  • Игровая ситуация.

  • Упражнение.

  • Прием.

Компоненты дидактической игры:

  • Мотивационный: интересы, потребности, определяющие желание детей принимать участие в игре.

  • Ориентировочный: выбор средств и методов игровой деятельности.

  • Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель.

  • Контрольно-оценочный: стимулирование или коррекция активной игровой деятельности.

  1. ^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – направлена на применение полученных знаний к решению практических задач.


Классификация средств обучения.

НАГЛЯДНОСТЬ




Предметная

Изобразительная






Символическая:

  • Схемы.

  • Чертежи.

  • Карты.

  • Символы.

Образная

Реальные и натуральные объекты:

  • Животные.

  • Минералы.

  • Растения.

  • Чучела животных.

  • Любые реальные объекты.





Плоскостная:

  • Картины.

  • Иллюстрации.

  • Репродукции.

  • Рисунки.

  • Открытки.




Словесная:

  • Литературные образы.

  • Опорные сигналы.

  • Памятки.

  • Конспект-схемы.




Объемная:

  • Макеты.

  • Муляжи.

  • Модели.


Понятие «средства обучения»:

  • В широком смысле: все то, что способствует достижению целей образования (методы, формы, содержание).

  • В узком смысле: учебные и наглядные пособия, технические средства обучения и т.д.



^ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ





Визуальные (зрительные)

Аудиовизуальные

Аудио

(звуковые)

Устройства:

  • Диапроекторы.

  • Слайдопроекторы.

  • Графопроекторы.

  • Компьютеры.

  • Фотокамеры.

Устройства:

  • Магнитофон.

  • Плейер.

  • Компьютер.

  • Музыкальный центр.

  • Радиоприемник.



Устройства:

  • Кинопроектор.

  • Видеокамера.

  • Телевизор.

  • Мультимедийные проекторы.



Дидактическое обеспечение:

  • Диафильмы.

  • Слайды.

  • Фото.

  • Диапозитивы.

  • Записи на дисках.

Дидактическое обеспечение:

  • Диски с записями.

  • Кассеты с записями.



Дидактическое обеспечение:

  • Компьютерные установки.

  • Кинофильмы.

  • Видеофильмы.

  • Телепередачи.

  • Записи на дисках.

  • Лингафонные кабинеты.




Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности (Лернер, Скаткин).


  1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод обучения наиболее распространена в начальной школе; выражается в характерных признаках:

  • Знания ученикам предлагают в готовом виде.

  • Учитель с помощью различных способов помогает восприятию этих знаний.

  • Происходит восприятие и осмысление знаний, фиксирование их в памяти учеников.

При восприятии используются все источники информации: слово, учебник и др.

  1. Репродуктивный метод обучения. Признаки:

  • Знания ученикам даются в готовом виде.

  • Учитель не только сообщает знания, но и объясняет.

  • Ученики сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают.

  • Критерий усвоения – правильное воспроизведение (репродукция0 знаний.

  • Необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

  1. Метод проблемного изложения – переходный от исполнительской к творческой деятельности.

В начальной школе ученики еще не в состоянии самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца.

  1. Частично-поисковый (эвристический) метод обучения. Сущность:

  • Знания детям нужно добывать самостоятельно.

  • Учитель не сообщает и не излагает знания, а организует их поиск с помощью разнообразных средств.

  • Ученики под руководством учителя самостоятельно решают возникающие задачи, создают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают и т.д.

  1. Исследовательский метод обучения. Сущность:

  • Учитель вместе с учениками формулирует проблему, решению которой посвящается отрезок учебного времени.

  • Знания ученикам не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования.


В настоящее время в особую группу выделяют:


  1. Активные методы обучения: деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер:

  • Мозговая атака.

  • Решение проблемных задач.

  • Анализ конкретных ситуаций.

  • Клуб математиков, химиков, педагогов.

  1. Интенсивные методы обучения: для организации обучения в короткие сроки с длительным одноразовыми сеансами (метод погружения).


Выбор методов, приемов и средств зависит:

  • От содержания материала.

  • От количества и сложности учебного материала.

  • От конкретных образовательно-воспитательных задач.

  • От особенностей методики преподавания предмета.

  • От возрастных и индивидуальных особенностей.

  • От уровня подготовленности учащихся.

  • От количества учащихся и их интересов.

  • От материально-технической обеспеченности школы.

  • От особенностей личности педагога и его квалификации.

  • От сформированности у учащихся навыков.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

№8 «Методы, приемы и средства обучения» icon Образование
Слесарные операции, выполняемые при подготовке металла под сварку, их назначение, приемы выполнения, погрешности обработки, средства...
№8 «Методы, приемы и средства обучения» icon Нашего педсовета: «Современные формы и методы обучения, реализуемые...
Тема нашего педсовета: «Современные формы и методы обучения, реализуемые на уроках для учащихся с овз». Я несколько расширила ее...
№8 «Методы, приемы и средства обучения» icon Курсовая работа методы и приёмы обучения иностранному языку
Учреждение образования «Гродненский Государственный Университет имени Янки Купалы»
№8 «Методы, приемы и средства обучения» icon А. Ахматова «Реквием»
Методы и приемы: поисковые методы, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия
№8 «Методы, приемы и средства обучения» icon Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных...
В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции...
№8 «Методы, приемы и средства обучения» icon Экономический анализ
Метод и приемы экономического анализа: метод как способ исследования, характерные черты метода экономического анализа, методы статистики...
№8 «Методы, приемы и средства обучения» icon Приёмы и методы обучения учащихся разнообразным способам работы с текстом
Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях? Прежде всего,...
№8 «Методы, приемы и средства обучения» icon План: Средства обучения и их содержание; Классификация средств; Характеристика методов обучения
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально...
№8 «Методы, приемы и средства обучения» icon План: Средства обучения и их содержание; Классификация средств; Характеристика методов обучения
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально...
№8 «Методы, приемы и средства обучения» icon Методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов...
Методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов учения у учащихся на уроках английского языка
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов