Тема № 2.8 «Методы, приемы и средства обучения».
1.Понятие «метод», «прием», «средство» обучения.
Эволюция методов обучения.
2.Классификация методов обучения.
3.Классификация методов обучения по источнику получения знаний: характеристика словестных, наглядных и практических методов.
4.Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности.
5.Классификация средств обучения.
6.Выбор методов обучения.
Метод (греч. «путь к чему-либо») обучения, т.е. дидактический метод – совокупность путей, способов решения задач образования.
^ – не решают учебных задач, но обеспечивают организацию и ход учебного процесса: учебное оборудование, учебные пособия.

Функции методов, приемов и средств обучения:
Обучающая;
Мотивационная;
Развивающая;
Воспитательная;
Организационная.
Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленных на решение образовательно-воспитательных задач.
Классификация методов обучения:
АВТОР
|
ПРИЗНАК
|
^
|
Н.М.Верзилин,
Е.Я.Голант,
Е.И.Петровский,
Д.О.Лордкипанидзе
|
по
источнику получения знаний
|
словесные;
наглядные;
практические.
|
М.А.Данилов,
Б.П.Есипов
|
по
дидактическим
целям
|
методы сообщения новых знаний;
методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
методы проверки и оценки ЗУН.
|
И.Я.Лернер,
М.Н.Скаткин
|
по
характеру познавательной деятельности
|
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемное изложение;
частично-поисковый;
исследовательский.
|
Ю.К.Бабанский
|
на основе целостного подхода
к процессу обучения
|
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации учения;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
|
М.И.Махмутов
|
сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося
|
методы преподавателя;
методы учения (исполнительный, репродуктивный, поисковый, частично-поисковый).
|
Классификация по источнику получения знаний.
Словесные методы обучения: применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.
«+»
Широко используются в процессе формирования у учащихся теоретических знаний.
Обеспечивают обмен информацией между учителем и учениками.
|
«–»
Факты и представления даются в готовом виде.
Мало возможностей для постановки и решения проблемных вопросов и заданий, выполнения творческих работ.
Развитие логического мышления, познавательной самостоятельной активности.
|
|
^
Ведущая функция – обучающая.
Сопутствующие функции: развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная.
Педагогические требования:
Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока:
С целью изложения нового материала.
С целью обобщения.
С целью закрепления материала.
С целью подготовки к восприятию материала.
Содержать только достоверные и научно проверенные факты.
Быть эмоциональнее.
Иметь четкую логику изложений.
Излагаться простым и доступным языком.
Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений.
Занимать 10-15 минут.
Необходимо учитывать структуру:
Начало.
Развитие событий.
Кульминационный момент.
Финальная часть.
Широкое использование наглядности.
|
БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.
Ведущая функция – побуждающая.
Педагогические требования:
Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные.
Вопросы не должны содержать ответа.
Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов.
Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность.
Не ставить длинные или двойные вопросы.
Не должно быть «подсказывающих» вопросов.
Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос.
«+»:
Активизирует деятельность ученика на уроке.
Развивает память и речь.
Помогает контролировать знания учащихся.
Может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.
|
ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.
Ведущая функция – побуждающая.
Педагогические требования:
Т.к. в объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений и доказательств, то главное в методике объяснения:
Ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися.
Последовательное изложение материала.
Обязательное проведение инструктажа (вид объяснения и предъявление задания):
Элементы беседы.
Показ приемов работы, порядка действий.
Проверка качества усвоения материала.
|
ЛЕКЦИЯ – систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.
|
ДИСКУССИЯ – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
|
РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
Конспектирование.
Составление плана текста.
Тезирование.
Цитирование.
Аннотирование.
Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного).
Составление базовых понятий по теме, разделу.
Составление матрицы идей различных авторов.
Сущность метода: овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно.
Педагогические требования:
Отбирать посильный для учащихся труд.
Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя.
Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются.
Работа с учебником не должна занимать в начальной школе более 10-15 минут.
Факторы, определяющие эффективность:
Когда ваши дети умеют свободно читать и понимать прочитанное.
Умение выделять главное в изучаемом материале.
Умение вести записи, сопоставлять структурные и опорные схемы.
«–»:
Малоэкономичен, большие затраты времени.
Не учитывает индивидуальные особенности учащихся.
Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управлением процессом обучения.
|
ДИСПУТ – метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.
|
Наглядные методы обучения: способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Цель:
Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.
Развитие наблюдательности.
Изучение конкретных свойств предметов.
Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.
В начальных классах применяется наглядность:
Естественная
(гербарий, минеральные камни).
Рисунковая.
Объемная.
Звуковая (аудиозаписи).
Графическая.
НАБЛЮДЕНИЕ:
Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях.
Наблюдение в классе.
Задачи:
Развить интерес к окружающей жизни.
Научить анализировать природные и социальные явления.
Педагогические требования:
Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью).
Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств.
Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).
|
ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др.
Педагогические требования:
Наглядность применять в меру.
Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала.
Должна соответствовать возрасту.
Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.
Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.
В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования.
При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.
|
ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др.
^
|
ВИДЕОМЕТОД
|
Демонстрация используется тогда, когда процесс и явления учащихся должны достигнуть в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между компонентами, прибегают к иллюстрации.
Практические методы обучения.
Назначение: формирование умений и навыков.
УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.
Устные: способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
Письменные: закрепление знаний, их применение.
Графические: помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление.
Учебно-трудовые: обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием.
В зависимости от учащихся:
Воспроизводящие.
Тренировочные.
Творческие.
Педагогические требования:
Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений.
Знание правил выполнения действий.
Системность проведения упражнения.
Учет достигнутых результатов.
Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.
|
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений.
Могут проводиться:
В иллюстративном плане: учащиеся в своих опытах делают то, что было ранее продемонстрировано учителем.
В исследовательском плане: ученики сами на основании метода приходят к новым методам.
|
^
В начальной школе игры по правилам.
Функции:
Активизирует познавательные процессы.
Воспитывает интерес и внимание детей.
Развивает способности.
Учит действовать детей по правилам.
Закрепляет знания и умения.
Развивает любознательность и вводит детей в жизненные ситуации.
Элементы дидактической игры:
Игровая ситуация.
Упражнение.
Прием.
Компоненты дидактической игры:
Мотивационный: интересы, потребности, определяющие желание детей принимать участие в игре.
Ориентировочный: выбор средств и методов игровой деятельности.
Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель.
Контрольно-оценочный: стимулирование или коррекция активной игровой деятельности.
|
^
|
Классификация средств обучения.
НАГЛЯДНОСТЬ
 
Предметная
Изобразительная
  
Символическая:
Схемы.
Чертежи.
Карты.
Символы.
Образная
Реальные и натуральные объекты:
Животные.
Минералы.
Растения.
Чучела животных.
Любые реальные объекты.
  
Плоскостная:
Картины.
Иллюстрации.
Репродукции.
Рисунки.
Открытки.
Словесная:
Литературные образы.
Опорные сигналы.
Памятки.
Конспект-схемы.
Объемная:
Понятие «средства обучения»:
В широком смысле: все то, что способствует достижению целей образования (методы, формы, содержание).
В узком смысле: учебные и наглядные пособия, технические средства обучения и т.д.
^
  
Визуальные (зрительные)
Аудиовизуальные
Аудио
(звуковые)
Устройства:
Диапроекторы.
Слайдопроекторы.
Графопроекторы.
Компьютеры.
Фотокамеры.
Устройства:
Магнитофон.
Плейер.
Компьютер.
Музыкальный центр.
Радиоприемник.
Устройства:
Кинопроектор.
Видеокамера.
Телевизор.
Мультимедийные проекторы.
Дидактическое обеспечение:
Диафильмы.
Слайды.
Фото.
Диапозитивы.
Записи на дисках.
Дидактическое обеспечение:
Диски с записями.
Кассеты с записями.
Дидактическое обеспечение:
Компьютерные установки.
Кинофильмы.
Видеофильмы.
Телепередачи.
Записи на дисках.
Лингафонные кабинеты.
Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности (Лернер, Скаткин).
Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод обучения наиболее распространена в начальной школе; выражается в характерных признаках:
Знания ученикам предлагают в готовом виде.
Учитель с помощью различных способов помогает восприятию этих знаний.
Происходит восприятие и осмысление знаний, фиксирование их в памяти учеников.
При восприятии используются все источники информации: слово, учебник и др.
Репродуктивный метод обучения. Признаки:
Знания ученикам даются в готовом виде.
Учитель не только сообщает знания, но и объясняет.
Ученики сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают.
Критерий усвоения – правильное воспроизведение (репродукция0 знаний.
Необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.
Метод проблемного изложения – переходный от исполнительской к творческой деятельности.
В начальной школе ученики еще не в состоянии самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца.
Частично-поисковый (эвристический) метод обучения. Сущность:
Знания детям нужно добывать самостоятельно.
Учитель не сообщает и не излагает знания, а организует их поиск с помощью разнообразных средств.
Ученики под руководством учителя самостоятельно решают возникающие задачи, создают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают и т.д.
Исследовательский метод обучения. Сущность:
Учитель вместе с учениками формулирует проблему, решению которой посвящается отрезок учебного времени.
Знания ученикам не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования.
В настоящее время в особую группу выделяют:
Активные методы обучения: деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер:
Мозговая атака.
Решение проблемных задач.
Анализ конкретных ситуаций.
Клуб математиков, химиков, педагогов.
Интенсивные методы обучения: для организации обучения в короткие сроки с длительным одноразовыми сеансами (метод погружения).
Выбор методов, приемов и средств зависит:
От содержания материала.
От количества и сложности учебного материала.
От конкретных образовательно-воспитательных задач.
От особенностей методики преподавания предмета.
От возрастных и индивидуальных особенностей.
От уровня подготовленности учащихся.
От количества учащихся и их интересов.
От материально-технической обеспеченности школы.
От особенностей личности педагога и его квалификации.
От сформированности у учащихся навыков.
|