Скачать 240.99 Kb.
|
Урок по теме «Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг) ( 2 часа) 10 класс Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка выполнения заданий в форме ЕГЭ Работа с интерактивной доской. План урока: I) Повторение теоретического материала. 1) Внутренняя политика и общественные отношения. 2) Влияние политика 3) Хозяйство 4) Культура. II) Работа с хронологией III) Работа с персоналиями IV) Работа со схемой V) Работа с исторической картой VI) Работа с понятиями VII) Работа с источниками VIII) Тестирование IX) Работа с частью С по тексту. X ) Подведение итогов, выставление оценок. ^ I. Повторение теоретического материала. 1) Внутренняя политика и общественные отношения. Поражение России в Крымской войне показало отсталость социально-политического строя страны и заставило приступить к проведению реформ. Первой крупной реформой стала отмена крепостного права в 1861г. Но она вызвала не радость, а резкий всплеск крестьянского недовольства, т.к. условия освобождения были очень тяжелыми (выкупные платежи, уменьшение крестьянских наделов в пользу помещиков и пр.). Вслед за отменой крепостного права были проведены реформы местного самоуправления – земская (1864)и городская (1870). Их результатом стало появление выборных всесословных органов местного самоуправления (земств и городских дум), которые, однако, получили очень ограниченные полномочия и находились под жестким контролем полиции и губернаторов. Судебная реформа (1864) создала в России гласный бессословный независимый суд с участием присяжных заседателей и состязательностью сторон. Военная реформа, проводившаяся на протяжении длительного времени, привела к введению всеобщей воинской повинности в 1874. Ослаб цензурный гнет. В условиях реформ и переживания Крымской катастрофы оживилось оппозиционное (революционно-демократическое и либеральное) движение. Революционные демократы группировались вокруг журнала «Современник» (Чернышевский, Некрасов, Добролюбов) и газеты «Колокол» (издавалась в Лондоне Герценом и Огаревым и нелегально распространялась в России). Они возлагали надежду на ожидавшееся ими крестьянское восстание, которое стремились вызвать с помощью революционных прокламаций. Готовясь к восстанию, рев. демократы создали подпольную организацию «Земля и воля» (1861-1863). Однако надежды на массовое выступление крестьян не оправдались, и эта организация самораспустилась. Власть отвечала на действия революционных демократов репрессиями – закрытием «Современника», гражданской казнью и ссылкой Чернышевского и пр. Из-за пассивности крестьян и репрессий власти в революционной среде стали нарастать отчаяние и экстремизм, выражением чего стало неудачное покушение на Александра II революционера Каракозова в 1866г. После этого покушения власть свернула некоторые намечавшиеся реформы и еще более усилила репрессии. В 1869 была разоблачена созданная С.Г. Нечаевым крайне радикальная организация «Народная расправа». В 1870-е гг. в оппозиционном движении России начинает преобладать народничество. Народники полагали, что Россия должна, опираясь на крестьянскую общину, миновать капитализм и перейти к социализму. Первоначально наиболее влиятельными были революционные народники, верившие, что путь к социализму возможен только через крестьянскую революцию. В революционном народничестве выделялись три течения: анархистское (Бакунин: крестьяне уже готовы к бунту); пропагандистское (Лавров: крестьян надо убедить восстать); заговорщическое (Ткачев: революционеры должны захватить власть и провести преобразования для народа, но без народа). В 1874 народники, вдохновленные прежде всего идеями Бакунина. предприняла «хождение в народ», стремясь поднять крестьян на революцию. Однако эта затея провалилась. Тогда в 1876 была создана подпольная организация «Земля и воля» для ведения длительной пропагандистской работы в деревне в духе идей Лаврова. Несмотря на то, что главное внимание народники уделяли крестьянам, они обратили внимание и на быстрорастущий рабочий класс. Под влиянием революционной пропаганды во второй половине 1870-х гг. создаются первые тайные рабочие организации – Южнороссийский союз рабочих, Северный союз русских рабочих и др. Однако и пропагандистская работа не давала тот результат, о котором мечтали революционеры. Часть землевольцев стала склоняться к использованию террора против власти как средства ее деморализации и приближения революции. В 1879 «Земля и воля» раскололась: сторонники террора создали «Народную волю» (Желябов, Перовская, Михайлов и пр.), а противники – «Черный передел» (Плеханов и пр.). «Черный передел» был вскоре разгромлен полицией, его деятели эмигрировали, а «Народная воля» обрушила на власть волну террора, поставив своей целью убить Александра II и совершив на него ряд неудачных, но громких покушений. Террор вызвал растерянность власти и оживление всех оппозиционных сил. Либералы создали свою нелегальную организацию «Земский союз», которая, впрочем, не смогла развернуть деятельность. Император наделил чрезвычайными полномочиями М.Т. Лорис-Меликова, который пытался сочетать подавление революционного движения с отдельными реформами. Он, в частности, предложил привлечь выборных представителей населения к участию в работе Государственного Совета. Однако этому замыслу не было дано осуществиться, т.к. 1 марта 1881 народовольцы убили императора Александра II. ^ России имела три основных направления: 1) европейско-балканское (восстановление позиций России в Европе и, прежде всего, на Черном море и на Балканах); 2) дальневосточное; 3) среднеазиатское. Парижский мир 1856г, завершивший Крымскую войну, был очень тяжелым для России, поскольку запретил ей держать военный флот и строить укрепления на Черном море, сделав беззащитной перед нападением с юга. Борьба за отмену этих ограничений стала главной задачей нового министра иностранных дел А.М. Горчакова. Первоначально главные надежды возлагались на союз с Францией. Однако помощь Франции польскому восстанию 1863г вызвала резкое охлаждение русско-французских отношений и сближение России с Пруссией, занявшей дружественную России позицию. В 1870 Пруссия разгромила Францию во франко-прусской войне. Воспользовавшись этим, Россия объявила о денонсации Парижского мира. В 1873 между Россией, Австро-Венгрией и Германской империей был заключен «Союз трех императоров». В середине 1870-х гг. в балканских владениях Османской империи развернулось национально-освободительное движение, вызвавшее большое сочувствие России. Обеспечив благожелательный нейтралитет Германии и Австро-Венгрии, Россия начала новую русско-турецкую войну (1877-1878) и одержала в ней победу. Однако очень благоприятные для России условия Сан - Стефанского мира были по требованию великих держав пересмотрены на Берлинском международном конгрессе в худшую для России сторону. Конгресс осложнил отношения России с Германией и Австро-Венгрией. На Дальнем Востоке Россия, воспользовавшись слабостью Китая, по договорам 1858 и 1860 получила Приамурье и Приморье. С Японией в 1855 был подписан договор, по которому Южно-Курильские острова отходили к Японии, а северные – к России; вопрос о Сахалине не был решен. В 1875 по новому договору Япония отказывалась от своих претензий на Сахалин, но получала все Курильские острова. В 1866 Россия, опасаясь агрессии Англии, продала США Аляску. Пленение имама Шамиля (1859) и завершение Кавказской войны (1864)высвободило значительные силы, которые были нацелены на завоевание Средней Азии. В ходе этого завоевания Россия покорила Хивинское ханство и Бухарский эмират (стали протекторатами), Кокандское ханство (ликвидировано) и племена туркмен. 3)Хозяйство. Отмена крепостного права привела к ускорению развития промышленности, т.к. в стране появился рынок свободной рабочей силы. Напротив, сельское хозяйство развивалось плохо из-за тяжелых условий освобождения крестьян и сохранения множества пережитков крепостничества (отработки и пр.) В начале 1860-х гг. была проведена финансовая реформа: создан Государственный банк, отменены откупа и пр. 4)Культура. Реформа образования 1863-1864 гг. создала в России четкое деление на классические гимназии (гуманитарные) и реальные училища (технические), а также расширила автономию университетов). Русская наука вышла на мировой уровень (самый яркий пример – открытие Менделеевым периодического закона химических элементов в 1869). В художественной культуре господствовал критический реализм и стремление опереться на народные традиции. В живописи это нашло воплощение в творчестве художников-передвижников, в музыке – в деятельности композиторов «Могучей кучки», в театре – в постановках пьес А.Н. Островского, в литературе – в произведениях писателей – критических реалистов. В архитектуре преобладала эклектика (сочетание различных стилей).
Заполните таблицу.
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
^ 1. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – помещики – крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян. государство помещики крестьяне ^ Течения Акции и организации 2 1 3 4 5 6 7 Лидер: Лидер: Лидер: 8 9 10 Предшественники «Народничество». ^ Найдите на карте: 1) территориальные изменения в Европе после Сан-Стефанского договора и Берлинского конгресса; 2) Молдавию, Валахию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Болгарию, Румынию, Восточную Румелию; 3) Шипкинский перевал, Плевну, Сан - Стефано, Адрианополь, Батум; 4) территории, утраченные и полученные Россией на Дальнем Востоке в результате договоров с Китаем, Японией и США в 1850-е—1870-е гг.; 5) территориальные приобретения России в Средней Азии; 6) города Коканд, Бухара, Хива, Ташкент. ^ Дайте определение понятий.
5. Земские собрания — 6. Земские управы — 7. Земские гласные — 8. Курии — 9. Присяжные заседатели — 10. Присяжные поверенные — 11. Вердикт — 12. Прокурор — 13. Мировой суд — 14. Реальное училище — 15. Либерализм — 16. Народничество — VII. Работа с источниками (работа по группам). К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат? 1. «Чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли… Это — сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила. Чтобы действие силы проявилось, нужен пример». 2. «Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись». 3. «Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Революция осуществляется революционным государством…». 4. Русский мужик – «бунтарь по природе». 5. «Наша общественная форма обязана своим существованием государству… висящему, так сказать, в воздухе». ^ Проанализируйте приведенные ниже высказывания историка В.О. Ключевского об Александре II. Учтите, что мнительным называют человека, который видит во всем для себя что-то неблагоприятное, всего опасается (часто излишне). Можно ли назвать Александра II мнительным, и это ли качество определяло ход реформы? «Он чувствовал необходимость новых дельцов и приемов, но, мнительно не уверенный в них, не решался порвать со старыми. Нерешительность верховного двигателя сообщала своеобразный ход реформе. Раз начатая и слабо направляемая, она шла сама собой, осложняясь и двигаясь в силу собственной необходимости, как ком горного снега, сорвавшись с вершины, скатывается вниз огромной лавиной. В минуты беспомощности Александра II выручал тот же недостаток характера, который так вредил всему ходу его преобразовательной деятельности: это его опасливая мнительность… Мнительность становилась источником решимости. Восстание «снизу» − его главное опасение». ^ Общие рекомендации Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. ЧАСТЬ I При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным. A1 Какой ряд дат отражает важнейшие реформы в России?
A2 Внешняя политика Александра II характеризуется
A3 Последствие отмены крепостного права в России
A4 Народовольчество характеризуют суждения
A5 В решениях Берлинского конгресса в отличие от Сан - Стефанского мира.
A6 Петрункевич и Чичерин – это
A7 И революционное, и либеральное народничество характеризуют суждения
A8 В Средней Азии Россия ликвидировала государство
A9 Земские управы – это
A10 Прочтите отрывок из речи Александра II и укажите год, в котором она была произнесена. «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
A11 Н.Г. Чернышевский
A12 Обе организации с названием «Земля и воля» объединяло то, что они
A13 Новый принцип, положенный в основу органов местного самоуправления, созданных при Александре II
A14 Польское восстание
A15 Генерал Гурко командовал
A16 Какие территории вошли в состав Российской империи при Александре II?
Укажите верный ответ.
A17 Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите дату событий, о которых идет речь. «Вопрос о… разделе был поставлен, наконец, ребром и решен утвердительно… По соглашению, ни одна из двух фракций… не должна была пользоваться прежним названием, уже завоевавшим известность и симпатии в революционных кругах; обе стороны оспаривали друг у друга это право, и ни одна не хотела уступить другой всех преимуществ продолжателя и наследника раньше действовавшей организации».
A18 Последствие судебной реформы в России при Александре II
A19 С. Халтурин совершил покушение на императора
A20 Не относится к оппозиционным организациям периода правления Александра II
|
![]() |
Урок по теме: «Земля». Задачи урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Земля» Урок проводится в форме соревнования между командами. Команды формируются по жребию до начала урока. Количество команд зависит от... |
![]() |
Урока «Местное самоуправление» Обучающая: обеспечить усвоение знаний по данной теме; опираясь на имеющиеся знания по теме «Конституция рф», систематизировать их... |
![]() |
Итоговая работа по курсу Цель урока: повторить, обобщить и закрепить следующие умения и навыки: знание дат, фактов, понятий, причин и следствий событий, умение... |
![]() |
План урока: I. Приветствие ведущих. II. Приветствие команд (домашнее... Цель: в игровой форме повторить, обобщить знания учащихся по теме: «История России в XVI-XVIII веках» |
![]() |
Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле" Систематизировать и обобщить знания учащихся об эволюции на Земле, её результатах и значении для развития биологической науки |
![]() |
Конспект открытого урока в 11-м классе «Серебряный век русской культуры» (Литературный салон) Цель. Обобщить и привести в стройную систему полученные знания по данной теме; познакомиться с произведениями художников, поэтов,... |
![]() |
Классный час по теме: «Нации и межнациональные отношения» Цель классного часа: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей |
![]() |
План-конспект урока по теме: «Россия в первой мировой войне» Цели урока: систематизировать и обобщить знания о первой мировой войне и об участии в ней России |
![]() |
Классный час: Герои земли Владимирской «Александр Невский» Цель: усвоить и обобщить знания о Святом князе Александре Невском, расширить знания учащихся об Александре Невском |
![]() |
Урока : обобщить и систематизировать знания по Африке,продолжить... Цель урока : обобщить и систематизировать знания по Африке,продолжить развивать умения работать с различными источниками информации... |