«Основы здорового образа жизни». Игра «Береги здоровье смолоду»
Преподавание ОБЖ Цель: активизировать внимание учащихся на значении состояния здоровья в жизни человека, на здоровом образе жизни и влиянии его на здоровье; на факторах, отрицательно влияющих на здоровье человека: экологии, вредных привычках и др; помочь подросткам сделать правильный выбор — здоровый образ жизни.
Задачи: Систематизировать знания учащихся по теме: “Основы здорового образа жизни”. Дать возможность группам (командам) продемонстрировать себя как коллектив (сплоченность, организованность, умение срабатываться). Увидеть знания и творческие возможности групп. Формировать активную позицию учащихся.
Доктор: Вам, пришедшим сюда, К состязаниям готовым, Слово привета свое обращаю, Вам пожелаю я, Честно сражайтесь И благородством блистайте не меньше, Чем жаждою схватки! Пусть же дарует Великая Ника Победу тем, кто достойнее будет И знанья покажет искусней. Начнем!
Учитель: Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим игру “Береги здоровье смолоду”. Здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). ЗОЖ — это такой способ жизнедеятельности людей, который обеспечивает им формирование, сохранение и укрепление здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления: Активные действия человека по формированию и улучшению своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил и т.д.). Стремление человека избежать действия факторов, разрушающих здоровье (прежде всего таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания, употребление спиртных напитков). Мы надеемся, что вы, ребята, сделаете правильный выбор и войдете во взрослую жизнь здоровыми, жизнерадостными, доброжелательными людьми, уверенными в своих силах и способными решать любые проблемы. Мы думаем, что именно таким людям должно принадлежать будущее. Мы надеемся, что это именно вы. Успехов вам.
Доктор: Ребята, познакомьтесь с правилами игры: В игре участвуют 3-4 команды по 5-6 человек. Право первого хода разыгрывается жеребьевкой. Команда, получившая право первого хода, выбирает квадрат с заданием. Право хода передается следующей команде (по часовой стрелке). Если команда затрудняется с ответом или дает неполный ответ, право ответа переходит другой команде. Право первого хода в следующем конкурсе не разыгрывается, а передается следующей команде (по часовой стрелке). Побеждает команда, сумевшая правильно ответить на наибольшее число заданий.
Учитель: Ребята, доктор вас познакомил с правилами. Начинаем нашу игру.
Конкурс 1. Блиц-турнир. Ребята, игровое поле с вопросами — на доске. Капитанов приглашаем на жеребьевку. Команда, выигравшая право первого хода, выбирает любую тему и номер вопроса. Пожалуйста, ваш ход. Темы и вопросы блиц-турнира: Тема 1: Закаливание организма. Назовите виды закаливания. (Ответ — закаливание водное, воздушное, солнечное). При каких температурных условиях можно купаться в открытых водоемах? (Ответ — t воды — 20 °С; t воздуха — 24-25 °С). Регулярное закаливание способствует чему? (Ответ — повышению способностей к восприятию и запоминанию, укреплению силы воли, активной деятельности и здоровой жизни, замедлению процесса старения, продлению срока активной жизни на 20-25%). Назовите эффективное средство приспособления к холоду и жаре. (Ответ — закаливание организма).
Тема 2: Физическая культура Для развития выносливости полезны… (Ответ — ходьба, бег, лыжи, плавание). Назовите основные средства развития быстроты. (Ответ — упражнения, требующие энергичных двигательных реакций, высокой скорости, частоты выполнения). Назовите основные средства развития силы мышц. (Ответ — упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с преодолением веса). Для развития гибкости наиболее полезны следующие упражнения… (Ответ — упражнения с внешним сопротивлением).
Тема 3: Двигательная активность Недостаток движения. (Ответ — гиподинамия). Целенаправленный процесс взаимодействия человека с миром. (Ответ — деятельность). Нерегулируемое сознанием действие, сформированное путем многократного повторения. (Ответ — навык). В пользу чего еще в 1863 г. И.М.Сеченов впервые привел доводы и практические результаты? (Ответ — активного отдыха).
Тема 4: Экология и здоровье Назовите изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности. (Ответ — антропогенные изменения). Назовите последствия кислотных осадков. (Ответ — повышение кислотности почвы, гибель елово-пихтовых и дубовых лесов, снижение плодородия почвы, вредное влияние на состояние рек, озер и др.водоемов, вредное влияние на здоровье людей). Какую опасность представляют сточные воды для здоровья населения? (Ответ — могут являться источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний, могут содержать яйца и личинки глистов). Назовите главный норматив качества окружающей природной среды. (Ответ — предельно допустимые концентрации ПДК — вредных веществ в атмосфере, воде и почве).
Тема 5: Режим учебы и отдыха Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года это — ? (Ответ — режим). Невыполнение режима дня приводит к …? (Ответ — к нарушению функций центральной нервной системы). Назовите причины переутомления. (Ответ — неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, игнорирование гигиенических требований к режиму дня). К выполнению домашнего задания необходимо приступить после продолжительного отдыха, через… (Ответ — через три часа).
Тема 6: Личная гигиена Предупреждение заболеваний. (Ответ — профилактика). Состояние полного физического, психического и социального благополучия (здоровье). Кожа не только покрывает все тело человека, кожей человек ощущает… (Ответ — давление, вибрацию, тепло, холод, боль). Гигиена рта включает в себя … (чистку зубов, чистку языка и полоскание ротовой полости).
Тема 7: Рациональное питание Назовите основные пищевые вещества. (Ответ — белки, жиры и углеводы). Назовите, соотношение основных пищевых веществ для нормальной физической нагрузке подростков. (Ответ — 1 ч. жиров + 1 ч. белков + 3 ч. углеводов). Как вы понимаете восточную пословицу: “Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу”? (Ответ — особенно ценен завтрак, менее обед и легкий, не очень поздний ужин). Какое питание обеспечивает нормальное физическое и умственное развитие детей? (Ответ — питание рациональное, сбалансированное, разумное которое повышает успеваемость, а также сопротивляемость к болезням).
Тема 8: Биологические активные вещества Какой витамин позволяет организму вырабатывать действие солнечных лучей? (Ответ — витамин Д, который предохраняет от рахита). Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе? (Ответ — витамин Н, или биотин, который хорошо воздействует на состояние кожи и волос). Это вещество необходимо для функционирования щитовидной железы — (Ответ — йод). Это вещество повышает устойчивость зубов к кариесу, стимулирует кроветворение, участвует в росте скелета, предупреждает развитие старческого остеопороза. (Ответ — снижение плотности кости). (Ответ — фтор).
Тема 9: Вредные привычки Назовите признаки острого отравления никотином. (Ответ — горечь во рту, кашель и головокружение, тошнота, слабость и недомогание, бледность лица). Кого мы называем пассивным курильщиком? (Ответ — человека, находящегося в одном помещении с курильщиком). Какое влияние оказывает алкоголь, попавший в организм человека на его здоровье? (Ответ — нарушается защитная функция печени, развивается туберкулез, нарушается деятельность мозжечка). Как называются болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство благоприятного психического состояния? (Ответ — наркомания, токсикомания). (Каждая команда после минуты обсуждения отвечает).
Учитель: Наши команды выбрали и ответили на вопросы первого конкурса. Время первого конкурса закончилось. Судьи оценивают первый конкурс, а команды готовятся ко второму конкурсу. Ребята, вы готовы? Представители команд получите карточки-задания. В этом конкурсе команды используют пословицы и поговорки русского народа 18-19 веков.
Пословицы и поговорки второго конкурса: Суди не погодам, а по зубам. Подлиня руками берут. Эх, друг, согнуло тебя в крюк! На живом все заживет. Кроме смерти, от всего вылечишься. Жив-здоров, ни голый, ни больной. Вешнюю корову от ветру покосит. Барского слугу стало гнуть в дугу. Тот здоровья не знает, кто болен не бывает. Не поддавайся, не ложись; а сляжешь — не встанешь. Дал бы бог здоровья, а дней впереди много. Подкошенная трава и в поле сохнет. Его муха крылом перешибет. 3асохлет, как на собаке. Хрен да редька, лук да капуста — лихого не попустят. Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо. Весной корову за хвост подымай. Уходила, умучила, согнула да скрючила. Были б кости, а мяло будет. Играй, не отыграйся, лечись, не залечивайся!
Учитель: Спасибо. Мы прослушали ответы всех команд. Судьи оценивают второй конкурс, а команды готовятся к следующему конкурсу — это конкурс «Что? Где? Когда?». Задание берут капитаны. У каждой команды свое задание.
Задание к конкурсу «Что? Где? Когда?»
Дайте определение понятий: “Двигательная активность”, “Гиподинамия”, “Двигательная деятельность”. Дайте определение понятий: “закаливание организма”, “закаленность”, “закаливаемость”, “закалка”.
Дайте определение понятий: “питание”, “рациональное питание”, “сбалансированное питание”.
Дайте определение понятий: “привычка, “вредная привычка”.
Учитель: Ребята капитаны команд получили задания, определитесь, кто будет отвечать. После минуты обсуждения первой будет отвечать 3 команда, а затем 4, 1, 2.
Учитель: Спасибо 2 команде. Пожалуйста, 3 команда отвечает. (Отвечает 3 команда)
Учитель: Спасибо 3 команда. Пожалуйста, 4 команда отвечает. (Отвечает 4 команда) Учитель: Спасибо 4 команда. Пожалуйста, 1 команда отвечает. (Отвечает 1 команда)
Учитель: Спасибо 1 команде. Пожалуйста, 2 команда отвечает. (Отвечает 2 команда)
Учитель: Конкурс 4 — Редакторский: «Допиши заметку». Представители команд получают карточки-задания. Редакторский конкурс выполняется всей командой за столом в течение — 5 минут.
Задания редакторского конкурса:
1. “Крепкий организм” — так обычно характеризуют здорового человека, который способен выдержать суровые испытания и выжить в трудных условиях. Что же обеспечивает “крепость” здоровья человека? Прежде всего — это особенности его организма (то есть запас прочности), следовательно, тем крепче у него здоровье. Уровень развития организма, в свою очередь, связан с развитием его отдельных частей — …
2. Воспаление слизистой оболочки желудка — гастрит — может возникнуть не только в результате хронического переедания, но и от острой, слишком горячей или слишком холодной, плохо пережеванной пищи, еды всухомятку, а также от различных случайно (или необдуманно) принятых внутрь химических веществ…
3. Чем опасны громкие звуки? Во-первых, постоянный шум вызывает перенапряжение барабанной перепонки. В результате чего ее эластичность понижается и она перестает реагировать на слабые звуки, уменьшается острота слуха. Во-вторых, перевозбуждаются слуховые рецепторы и соответствующий центр головного мозга, а значит — в нервных клетках нарушается обмен веществ и они хуже проводят импульсы. В третьих, под воздействием громких звуков у человека возникает стрессовое состояние…
4. С ростом жизненной емкости легких увеличивается глубина дыхания и сокращается частота дыхательных движений (с 16 до 8-10 раз в минуту), то есть дыхание становится более экономичным, а значит, и более полезным для здоровья. Для нормального развития легких важно, чтобы они хорошо вентилировались. Поэтому надо учиться полному дыханию. Чтобы освоить три типа дыхания — …
Учитель: 5 минут прошло. Команды? слушаем ваши ответы. Первой в этом конкурсе будет отвечать команда 4. (Отвечает 4 команда)
Учитель: Спасибо 4 команде. Пожалуйста, 1 команда отвечает. (Отвечает 1 команда)
Учитель: Спасибо 1 команда. Пожалуйста, 2 команда отвечает. (Отвечает 2 команда)
Учитель: Спасибо 2 команда. Пожалуйста, 3 команда отвечает. (Отвечает 3 команда)
Учитель: Спасибо 3 команде. Спасибо всем командам.
Судьи оценивают редакторский конкурс. Команды готовятся к показу домашнего задания конкурсу — кроссвордов.
Команда 1 передает составленный командой кроссворд команде 2. Команда 2 — команде 3. И команда 3 — команде 1. На отгадывание кроссворда дается 5-7 мин. По истечении времени (5-7 минут) кроссворды передаются судьям, которые проверяют правильность ответов.
Учитель: Судьи оценивают правильность ответов кроссвордов. Команды, пожалуйста вам заключительное задание — “вертолина”. В четырех конвертах картинки, разрезанные на десять частей. Каждая команда получает конверт и собирает картинку. Та команда которая первой выполнит это задание получит за это задание 4 балла, вторая — 3 балла, третья — 2 балла, четвертая — 1 балл. Итак, команды, получите последнее здание. (Команды собирают картинки в течение 3-5 минут).
Учитель: Команды выполнили последнее задание. Наш урок по теме “Основные понятия о здоровье и ЗОЖ” в форме игры “Береги здоровье смолоду”, в которой принимали участие 4 команды. Слово для подведения итогов предоставляется главному судье игры.
Главный судья: Команда 1 набрала … количество баллов. Команда 2 набрала … количество баллов. Команда 3 набрала … количество баллов. Команда 4 набрала … количество баллов. Победила команда …, набравшая наибольшее количество баллов.
Учитель: Огромное спасибо всем участникам и всем присутствующим. Я думаю, что все здесь собравшиеся провели время не зря. Ребята показали свои знания, послушали своих товарищей по классу. Возможно, что услышали и что-то новое. Я думаю, что в проигрыше никто не остался. Мы еще раз все вместе поговорили о значении здоровья в жизни человека, о здоровом образе жизни и его влиянии на здоровье, а также о вредных привычках. Каждый из вас ребята сделает правильный выбор — здоровый образ жизни. Спасибо и до новых встреч. Урок окончен. До свидания.
План проведения: Вступительное слово учителя (2-3 минуты) Конкурс 1. Блиц-турнир (10 минут) Конкурс 2. Народная мудрость (3-5 минут) Конкурс 3. Что? Где? Когда? (5 минут) Конкурс 4. Редакторский конкурс (5 минут) Конкурс 5. Кроссворд (3-5минут) Конкурс 6. “Вертолина” (3-5 минут)
Заключительное слово учителя (2-3 минуты)