Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

 

Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута.

Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова

  1. «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- это всё равно, что оценивать … великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму». Российский натуралист, детский писатель…(Природу, полотна, Н. Сладков.)
  2. »… брало разгон 30 тыс. лет, а теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед…». Французский писатель, эколог….(Человечество, пропастью, Ж. Дорет).
  3. «Нельзя допустить, чтобы…направляли на своё собственное уничтожение те силы…, которые они сумели открыть и покорить». Французский учёный, физик… (Люди, природы, Ф. Жолио- Кюри.)
  4. « … не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда.., ошибки же и заблуждения исходят от…» Немецкий поэт… (Природа, права, людей, И. Гёте.)

 

На доске – таблица с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают вопросы. Если команда отвечает на вопрос без звёздочки, то она заработает 1 балл, а за ответ на вопрос со звёздочкой- 2 балла. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа предоставляется второй команде

  1. Современные хозяйки обязательно на кухне имеют вытяжку или воздухоочиститель. Что предпочтительней с экологической точки зрения? Ответ: Воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиляции вредные вещества, образующиеся при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют её.
  2. Установлено, что не менее 90% курильщиков «со стажем» воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Чем объясняется этот факт? Ответ: Ребёнок в курящей семье является косвенным курильщиком, и его организм становится зависимым от никотина. У таких людей потребность курить вырабатывается быстрее.
  3. В Московском Кремле с первой половины 16 в. До 30-х годов 18 в. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений. Ответ: Свинец , растворённый в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.
  4. Англичане, любители молочных продуктов, пополнили фауну Австралии коровами. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять растительность, почвы подверглись эрозии. Как можно исправить положение? Ответ: Нужно завезти в Австралию естественных санитаров- навозных жуков.
  5. Чтобы стереть с лица Земли варварский по мнению, римлян, Карфаген, они в 5 в. До н. э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело? Ответ: К засолению почв, резкому снижению урожая, голоду.
  6. В средние века существовала казнь « под колокол». Кто был палачом? Ответ: Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещённого под колокол. Предельная норма для громких звуков- 80 децибеллов, звук в 130 децибеллов вызывает болевые ощущения, а в150 децибеллов — непереносим.
  7. Травоядные млекопитающие и птицы, в рацион которых входит большое количество растительной ткани, имеют специальные приспособления, помогающие им подготовить к пищеварению богатый целлюлозой и лигнинами растительный корм. Что это за приспособления? Ответ: Растительноядные копытные долго перетирают пищу на плоских, как терка, зубах имеют специальные отделы желудка. Многие виды птиц перетирают растительную массу. В мускульных желудках, иногда заглатывая мелкие камешки, гальки и песчинки.
  8. Итак, мы уже осознали, что каждый организм может кем-то быть съеден, и, чтобы не стать совсем уж лёгкой добычей, живые существа в ходе эволюции обзавелись разнообразными средствами защиты: физическими, химическими, механическими или поведенческими. Приведите примеры.

Ответ: Механические:

  • корюшка с иглами, которые спасают ее ог окуня еж с иглами, которые спасают его от лисицы;
  • шипы и гребни разных коловраток и дафний;
  • эпидермальные волоски, покрывающие поверхность многих растений;
  • толстая скорлупа ореха;
  • волокнистая шишка, в которую упрятаны семена сосны;

 

  • раковины мидий, для раскрывания которых, требуется время и дополнительные усилия.

Химические

  • вещества в растительном царстве, которые не участвуют в нормальных химических превращениях и служат для защиты — от щавелевой или синильной кислоты до гораздо более сложных алкалоидов, терпеноидов, флавоноидов и танинов;
  • цианогенные гликозиды, которыми богаты молодые листья папоротника-орляка;
  • серная кислота, которую выбрасывают из видоизмененных слизистых желез некоторые морские брюхоногие моллюски;
  • в брюшке жука-бомбардира имеется резервуар, наполненный гидрохиноном и перекисью водорода; когда жуку угрожает опасность, вещества выталкиваются в своеобразную камеру сгорания, где смешиваются с ферментом пероксидазой, в присутствии которого перекись водорода окисляет гидрохинон, пре вращающийся в ядовитый хинон.

Поведенческие:

 

  • многие животные могут довольно удачно прикинуться мертвыми и тем самым избежать реакции убийства со стороны хищников; таковы опоссум, многие жуки, пауки, ящерицы и кузнечики;
  • другие птицы и млекопитающие в случае опасности прибегают к так называемому «затаиванию», т. е. прячутся, скрываясь за травами, зарослями или посевами зерновых, так ведут себя коростель, заяц, еж;
  • сюда же относятся способности других организмов убегать в заранее заготовленные убежища — норы, дупла;
  • либо свертываться в клубок, чтобы прикрыть наиболее уязвимые части тела — броненосцы, ежи, кивсяки;
  • наконец самая обычная реакция избежать опасности быть съеденным — просто убежать.
  1. В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему? Ответ: История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары( среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить Инсектициды истратить гораздо больше валюты.

По очереди капитанам команд задаётся 8 вопросов. Команда получает столько баллов, сколько верных ответов даёт капитан.

  1. Рельеф, климат, почва, воздух -факторы среды…(абиотические).
  2. Сигналом для животных и растений к сезонным изменениям служит…(длина светового дня).
  3. Зелёные растения- производители органического вещества…(продуценты).
  4. Естественные циклические процессы превращения и перемещения химических элементов…(круговорот веществ).
  5. Причина кариеса зубов…(недостаток фтора).
  6. Комнатное растение, всасывающее влагу и угар, очищающее и освежающее комнату с застоявшимся «прокисшим» запахом…(герань).
  7. Взаимонейтральные взаимодействия…(нейтрализм).
  8. Термиты и, живущие в их кишечнике простейшие- типичный пример…(симбиоза).

 

  1. Человек и его деятельность- фактор…(антропогенный).
  2. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма…(ограничивающий, лимитирующий).
  3. Растительноядные животные, потребители органического вещества…(консументы 1-го порядка).
  4. Участок территории суши или акватории со всеми находящимися в его пределах природными объектами, полностью, исключённый из всех видов хозяйственного использования…(заповедник).
  5. Излишнее увлечение солярием может вызвать заболевание…(рак кожи).
  6. Итальянская пословица гласит: «Часто бывает врач в той квартире, где мало…»(солнца).
  7. Форма, взаимоотношений при которой, один вид получает пользу, не принося другому ни вреда, ни пользы…(комменсализм).
  8. Бактерии сапрофиты и высшие растения — типичный пример….(сотрапезничества).

 

  1. Организмы и их влияние друг на друга — фактор…(биотический).
  2. Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены…(анабиоз).
  3. Плотоядные животные, потребители органического вещества…(консументы 2-го порядка).
  4. Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов…(заказник).
  5. Для людей, живущих на экологически неблагополучных территориях жизненно важен химический элемент…(селен).
  6. Одной из причин «беспричинной» головной боли, аллергии, раздражительности является квартирная мебель, выделяющая…(формальдегид).
  7. Форма взаимоотношений, при которой один вид испытывает угнетение, а другой ни вреда, ни пользы…(аменсализм).
  8. Акулы и рыбы- прилипалы — типичный пример…(нахлебничества).

 

  1. Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания и друг с другом…(экология).
  2. Сообщество растений и животных, населяющих одну территорию и влияющих друг на друга…(биоценоз).
  3. Микроорганизмы, грибы- разрушители органических остатков…(редуценты).
  4. Территория, исключённая из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, эстетическую ценность, а так же используемая для отдыха человека…(памятник природы).
  5. Жевательная резинка опасна, по мнению медиков, так как может…(повредить зубные пломбы).
  6. Причиной аллергии у поклонников джинсовой одежды является… (никелевая фурнитура).
  7. Использование одними видами других в качестве убежища или жилища… («квартирантство»).
  8. Кедровка и кедровая сосна — типичный пример…(мутуализма).

 

Капитан команды вытягивает конверт с разрезанными на несколько частей знаками экологической маркировки. В течение 2-х минут команда должна собрать знак. Назвать данный знак и страну . где данный знак используется. Знаки, отражающие безвредность предметов и устройств для экологии в целом или отдельных их свойств (могут использоваться для обозначения предметов и устройств, используемых для сбережения природы, а так же в качестве экологических символов.

 

«Голубой ангел» «Эко-знак» «Белый лебедь» (Германия) (Япония) (Скандинавские страны)

знак, призывающий не сорить, не загрязнять окружающую среду, сдавать соответствующие предметы для вторичной переработки.

знак, которым в морских перевозках отмечаются опасные для флоры и фауны вещества.

 

Использованная литература:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 2003.
  2. Алексеева В.Ф. Сборник заданий по валеологиии. Ядрин, 1999.
  3. Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель,2002.
  4. Балабанова В.В., Максимцева Т.А., Открытые уроки по биологии. 7-9 классы.- Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Беркинблит М. Б., Жердев А.В., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие.- М.: МИРОС, 1995.
  6. Борисова Н.В., Фёдорова Н.В. 225 вопросов о здоровье/ Сборник тестов.- Пособие для учителя. — Чебоксары,2004.
  7. Борисова Н.В., Ефимова Н.Н. Интеллектуальный тренинг на уроках биологии в 6-8-х классах. Чебоксары, «Клио», 2000.
  8. Теплова Л. П., Иванова С.В. Вопросы биологических олимпиад. Растения Методическое пособие.- Чебоксары,1997;
  9. Редкие и исчезающие растения и животные Чувашской АССР под редакцией Олигер А.И., Чебоксары, 1988.

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …

Планы занятий
План занятия по проф. ориентированию «ЛЮБИМОЕ ДЕЛО — МОЁ СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ»

«ЛЮБИМОЕ ДЕЛО — МОЁ СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ» Бакина Н.А., учитель начальных классов Шелеповской основной школы Цели: Закрепить и проверить знания детей о различных профессиях; Формировать умения работать в группах; Развивать творческий потенциал. Оборудование: Газеты, которые разработали сами по строительному, швейному и газетному бизнесу; стихи, загадки, кроссворд, фотографии и иллюстрации о профессиях; исторические …

Планы занятий
Представление детей о мире профессий. Профессиональное самоопределение. Классный час в 9 классе.

классный час в 9 классе Сединкина В.Г., классный руководитель Шелеповской основной школы Самое воспитание, если желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. К.Д.Ушинский Цели: 1. Расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении. 2. Формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией, …