Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута.
Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова
- «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- это всё равно, что оценивать … великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму». Российский натуралист, детский писатель…(Природу, полотна, Н. Сладков.)
- »… брало разгон 30 тыс. лет, а теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед…». Французский писатель, эколог….(Человечество, пропастью, Ж. Дорет).
- «Нельзя допустить, чтобы…направляли на своё собственное уничтожение те силы…, которые они сумели открыть и покорить». Французский учёный, физик… (Люди, природы, Ф. Жолио- Кюри.)
- « … не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда.., ошибки же и заблуждения исходят от…» Немецкий поэт… (Природа, права, людей, И. Гёте.)
На доске – таблица с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают вопросы. Если команда отвечает на вопрос без звёздочки, то она заработает 1 балл, а за ответ на вопрос со звёздочкой- 2 балла. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа предоставляется второй команде
- Современные хозяйки обязательно на кухне имеют вытяжку или воздухоочиститель. Что предпочтительней с экологической точки зрения? Ответ: Воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиляции вредные вещества, образующиеся при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют её.
- Установлено, что не менее 90% курильщиков «со стажем» воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Чем объясняется этот факт? Ответ: Ребёнок в курящей семье является косвенным курильщиком, и его организм становится зависимым от никотина. У таких людей потребность курить вырабатывается быстрее.
- В Московском Кремле с первой половины 16 в. До 30-х годов 18 в. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений. Ответ: Свинец , растворённый в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.
- Англичане, любители молочных продуктов, пополнили фауну Австралии коровами. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять растительность, почвы подверглись эрозии. Как можно исправить положение? Ответ: Нужно завезти в Австралию естественных санитаров- навозных жуков.
- Чтобы стереть с лица Земли варварский по мнению, римлян, Карфаген, они в 5 в. До н. э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело? Ответ: К засолению почв, резкому снижению урожая, голоду.
- В средние века существовала казнь « под колокол». Кто был палачом? Ответ: Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещённого под колокол. Предельная норма для громких звуков- 80 децибеллов, звук в 130 децибеллов вызывает болевые ощущения, а в150 децибеллов — непереносим.
- Травоядные млекопитающие и птицы, в рацион которых входит большое количество растительной ткани, имеют специальные приспособления, помогающие им подготовить к пищеварению богатый целлюлозой и лигнинами растительный корм. Что это за приспособления? Ответ: Растительноядные копытные долго перетирают пищу на плоских, как терка, зубах имеют специальные отделы желудка. Многие виды птиц перетирают растительную массу. В мускульных желудках, иногда заглатывая мелкие камешки, гальки и песчинки.
- Итак, мы уже осознали, что каждый организм может кем-то быть съеден, и, чтобы не стать совсем уж лёгкой добычей, живые существа в ходе эволюции обзавелись разнообразными средствами защиты: физическими, химическими, механическими или поведенческими. Приведите примеры.
Ответ: Механические:
- корюшка с иглами, которые спасают ее ог окуня еж с иглами, которые спасают его от лисицы;
- шипы и гребни разных коловраток и дафний;
- эпидермальные волоски, покрывающие поверхность многих растений;
- толстая скорлупа ореха;
- волокнистая шишка, в которую упрятаны семена сосны;
- раковины мидий, для раскрывания которых, требуется время и дополнительные усилия.
Химические
- вещества в растительном царстве, которые не участвуют в нормальных химических превращениях и служат для защиты — от щавелевой или синильной кислоты до гораздо более сложных алкалоидов, терпеноидов, флавоноидов и танинов;
- цианогенные гликозиды, которыми богаты молодые листья папоротника-орляка;
- серная кислота, которую выбрасывают из видоизмененных слизистых желез некоторые морские брюхоногие моллюски;
- в брюшке жука-бомбардира имеется резервуар, наполненный гидрохиноном и перекисью водорода; когда жуку угрожает опасность, вещества выталкиваются в своеобразную камеру сгорания, где смешиваются с ферментом пероксидазой, в присутствии которого перекись водорода окисляет гидрохинон, пре вращающийся в ядовитый хинон.
Поведенческие:
- многие животные могут довольно удачно прикинуться мертвыми и тем самым избежать реакции убийства со стороны хищников; таковы опоссум, многие жуки, пауки, ящерицы и кузнечики;
- другие птицы и млекопитающие в случае опасности прибегают к так называемому «затаиванию», т. е. прячутся, скрываясь за травами, зарослями или посевами зерновых, так ведут себя коростель, заяц, еж;
- сюда же относятся способности других организмов убегать в заранее заготовленные убежища — норы, дупла;
- либо свертываться в клубок, чтобы прикрыть наиболее уязвимые части тела — броненосцы, ежи, кивсяки;
- наконец самая обычная реакция избежать опасности быть съеденным — просто убежать.
- В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему? Ответ: История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары( среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить Инсектициды истратить гораздо больше валюты.
По очереди капитанам команд задаётся 8 вопросов. Команда получает столько баллов, сколько верных ответов даёт капитан.
- Рельеф, климат, почва, воздух -факторы среды…(абиотические).
- Сигналом для животных и растений к сезонным изменениям служит…(длина светового дня).
- Зелёные растения- производители органического вещества…(продуценты).
- Естественные циклические процессы превращения и перемещения химических элементов…(круговорот веществ).
- Причина кариеса зубов…(недостаток фтора).
- Комнатное растение, всасывающее влагу и угар, очищающее и освежающее комнату с застоявшимся «прокисшим» запахом…(герань).
- Взаимонейтральные взаимодействия…(нейтрализм).
- Термиты и, живущие в их кишечнике простейшие- типичный пример…(симбиоза).
- Человек и его деятельность- фактор…(антропогенный).
- Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма…(ограничивающий, лимитирующий).
- Растительноядные животные, потребители органического вещества…(консументы 1-го порядка).
- Участок территории суши или акватории со всеми находящимися в его пределах природными объектами, полностью, исключённый из всех видов хозяйственного использования…(заповедник).
- Излишнее увлечение солярием может вызвать заболевание…(рак кожи).
- Итальянская пословица гласит: «Часто бывает врач в той квартире, где мало…»(солнца).
- Форма, взаимоотношений при которой, один вид получает пользу, не принося другому ни вреда, ни пользы…(комменсализм).
- Бактерии сапрофиты и высшие растения — типичный пример….(сотрапезничества).
- Организмы и их влияние друг на друга — фактор…(биотический).
- Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены…(анабиоз).
- Плотоядные животные, потребители органического вещества…(консументы 2-го порядка).
- Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов…(заказник).
- Для людей, живущих на экологически неблагополучных территориях жизненно важен химический элемент…(селен).
- Одной из причин «беспричинной» головной боли, аллергии, раздражительности является квартирная мебель, выделяющая…(формальдегид).
- Форма взаимоотношений, при которой один вид испытывает угнетение, а другой ни вреда, ни пользы…(аменсализм).
- Акулы и рыбы- прилипалы — типичный пример…(нахлебничества).
- Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания и друг с другом…(экология).
- Сообщество растений и животных, населяющих одну территорию и влияющих друг на друга…(биоценоз).
- Микроорганизмы, грибы- разрушители органических остатков…(редуценты).
- Территория, исключённая из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, эстетическую ценность, а так же используемая для отдыха человека…(памятник природы).
- Жевательная резинка опасна, по мнению медиков, так как может…(повредить зубные пломбы).
- Причиной аллергии у поклонников джинсовой одежды является… (никелевая фурнитура).
- Использование одними видами других в качестве убежища или жилища… («квартирантство»).
- Кедровка и кедровая сосна — типичный пример…(мутуализма).
Капитан команды вытягивает конверт с разрезанными на несколько частей знаками экологической маркировки. В течение 2-х минут команда должна собрать знак. Назвать данный знак и страну . где данный знак используется. Знаки, отражающие безвредность предметов и устройств для экологии в целом или отдельных их свойств (могут использоваться для обозначения предметов и устройств, используемых для сбережения природы, а так же в качестве экологических символов.
«Голубой ангел» «Эко-знак» «Белый лебедь» (Германия) (Япония) (Скандинавские страны)
знак, призывающий не сорить, не загрязнять окружающую среду, сдавать соответствующие предметы для вторичной переработки.
знак, которым в морских перевозках отмечаются опасные для флоры и фауны вещества.
Использованная литература:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 2003.
- Алексеева В.Ф. Сборник заданий по валеологиии. Ядрин, 1999.
- Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель,2002.
- Балабанова В.В., Максимцева Т.А., Открытые уроки по биологии. 7-9 классы.- Волгоград: Учитель, 2003.
- Беркинблит М. Б., Жердев А.В., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие.- М.: МИРОС, 1995.
- Борисова Н.В., Фёдорова Н.В. 225 вопросов о здоровье/ Сборник тестов.- Пособие для учителя. — Чебоксары,2004.
- Борисова Н.В., Ефимова Н.Н. Интеллектуальный тренинг на уроках биологии в 6-8-х классах. Чебоксары, «Клио», 2000.
- Теплова Л. П., Иванова С.В. Вопросы биологических олимпиад. Растения Методическое пособие.- Чебоксары,1997;
- Редкие и исчезающие растения и животные Чувашской АССР под редакцией Олигер А.И., Чебоксары, 1988.