Мир профессий. Классный час в 10-11 классах

«Мир профессий»

Классный час в 10-11 классах

Черников О.В., преподаватель ОБЖ

Старопершинской средней школы

Цели:

  1. Формирование информационной основы выбора профессии.
  2. Оказание действенной помощи учащимся в осознанном выборе профессионального пути.
  3. Создание условия для формирования ясных представлений школьника о самом себе, своих особенностях и качествах для включения в активную пробу своих сил и опреде­ления нравственной позиции при выборе профессии.

Оборудование: Компьютер + проектор, презентация, выставка работ учащихся, выставка литературы по профориентации.

Подготовительная работа:

  1. Выставка работ учащихся, имеющих свои ув­лечения.
  2. Выставка литературы по профориентации «Мир профессий сегодняшнего

дня».

  1. Приглашение родителей для того, что бы они познакомили учащихся со

своими профессиями.

Ход классного часа

Эпиграф: (1 слайд)

«Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Важно не кем быть, а каким быть. (Из дискуссии старшекласс­ников)/

  1. Чтение наизусть стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» (читает учащийся).
  2. Вступительная беседа учителя:

Мы вспомнили с вами стихотворение, последние строчки которого стали эпиграфом нашего классного часа «Мир профессий». Это произведение вы учили в детстве. Тогда для вас оно было просто стихотворение, а сейчас оно приобретает свою актуальность, особый смысл. Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора профессии. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных и самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное наше занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Успешность выбора профессии зависит от того, насколько широко вы знаете мир профессий и специальностей. Насколько реальны ваши представления о будущей собственной трудовой деятельности. Выбор будущей профессии – это миллион сомнений и терзаний.

(Из листов кар­тона, свернутых в рулон, смоделирована рекламная тумба, выходят юноша и девушка. Она — с портфелем, он-с книгой в руке.)

Он Смотри! Вот еще одна рекламная тумба! И объявлений море!

Она Ну и что? Все то же самое! «Ищу репетитора по мате­матике», «Опытный

психолог поможет разрешить все ваши про­блемы», «Секретарь с опытом работы» и т. д. и т. п. Везде и все одно и то же!

Он Будущую профессию не на рекламной тумбе искать нужно, а сердцем ее

чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Вот ты, например, кем хочешь быть?

А почему ты решила выбирать такие профессии?

Она Престижно, модно. Приходишь куда-нибудь, подаешь визитку, а в ней

написано: «Известный дизайнер Иванова»

Вот поступлю, тогда узнаю.

Он А я так не хочу. Я мечтаю стать программистом. Но не пото­му, что это

модно или денежно. Потому что мне нравится это делать. И уже сегодня я многое умею, выписываю журналы, читаю, занима­юсь дополнительно. Я хочу быть профессионалом в этой области.

Вполне! И тебе советую выбирать профессию так, чтобы она тебя тоже

выбрала.

Она Ты думаешь, у меня получится?

Он Если чего-то очень-очень хочешь — непременно полу­чится.

Она Тогда поговорим о профессиях?

Он Поговорим и постараемся сделать свой выбор на всю жизнь, чтобы не

разочаровываться самому и не разочаро­вывать тех, кто в тебя верит и на тебя надеется. Ведь будущее — за профессионалом, любящим свое дело!

Учитель:

— Есть вопросы, которые взрослые любят задавать детям. Например, вспомните, сколько раз вас спрашивали: «Ну, как, ты еще не задумывался, кем хочешь стать, когда вырастешь?» И еще в детском саду вы с упоением декламировали: «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат…» Ну а теперь, став старше­классниками, этот вопрос вы уже задаете себе сами.

( выходят ученики.)

Ученик:

Ученые считают, что у нашего современника в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего всего сто лет назад. Сколько же надо знать про­фессий и специальностей, чтобы сделать сознательный выбор!

Ученица:

Однако, согласно многочисленным опросам школьников, 70% старшеклассников не знают, какой профессии отдать предпочтение.

Ученик:

И если в прошлом веке школьники чаще всего меч­тали стать космонавтами, инженерами, врачами и учителями, то сегодня дети вообще мечтают редко — они руководствуются востребованностью профессии на рынке труда, фи­нансовыми возможностями своих родителей и их представлениями о престижности той или иной профессии.

Ученица:

В то же время количество и состав специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, зависят не от спроса на них на рынке труда, а от популярности их среди населения. Ученик. В нашей стране молодежная политика занимает все более почетное место, при этом президент Медведев Д.А. не устает повторять, что будущее России за профессионалами во всем. В России 2009 год объявлен Годом молодежи. После Года ребенка и Года семьи, Год молодежи будет достойным и логическим продолжением. Это замечательные поводы, чтобы привлечь внимание политиков, общественности, СМИ, представителей бизнеса и, можно сказать, всего населения к темам семьи, детей, а сейчас и молодежи. Год молодежи станет дополнительным стимулом и откроет новые возможности для реализации инновационных проектов по поддержке и развитию молодежи. А еще этот шаг будет способствовать созданию и реализации проектов по поддержке молодежи по всей России, привлечет внимание всех регионов нашей большой страны

Учитель:

Итак, выбор профессии — это не только личная, но и государственная забота. Вы согласны с этим утверждением?

(Учащиеся отвечают на этот вопрос, а затем им предлагается ответить на вопросы интервьюеров.

На экране — вопросы: (2 слайд).

  • Выбрали ли вы себе профессию?
  • Какую профессию вы себе выбрали?
  • Стал ли выбор профессии для вас важным решением?
  • Почему выбор профессии — одно из важнейших решений в жизни человека?
  • Как относятся к выбранной вами профессии ваши родители?
  • Повлияли ли на ваш выбор профессии, мнение ваших роди­телей?)

Ученица: Мне хотелось бы вам сказать, что, знакомясь с про­фессиями, я убедилась в том, что есть несколько способов выбора профессии.

(3 слайд.) Первый — метод проб и ошибок, когда человек пробует себя в разных сферах деятельности, пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не только средства к существованию, но и ра­дость. Но на это может уйти половина человеческой жизни…

(4 слайд.) Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, мышления, памяти и внимания. Познав себя, можно знакомиться с миром профессий, узнавать требования профессии к человеку и сопоставить их со своими возможностями, чтобы выбор был соз­нательным.

(5 слайд.) Есть еще третий путь — выбор профессии своих родителей, де­дов и прадедов. Он возможен в семье, где профессию передают из поколения в поколение. Для этого нужны многие составляющие, но главное — это положительное отношение взрослых к своей про­фессии, любовь к своему делу.

Хотелось бы, чтобы сегодня мы познакомились с мнением на­ших родителей, которые могли бы познакомить наc со своими путями поиска и выбора профессии.

(Родители рассказывают о выборе своей профессии).

Ученик:

Спасибо, родители, за ваш рассказ. Вы еще раз убедили нас в том, что отношение к порученному делу — поло­вина успеха в профессии.

Ученица 1:

Если кто-то из нас еще не решил, чем заниматься в бу­дущем, то учтите: «попасть в струю» — вполне реально! Умные люди давно просчитали, какие профессии будут в цене в ближайшие десять лет.

Ученик:

Представляем некоторые профессии из топ-восьмерки профессий ближайшего будущего. ^

Ученица 1: (6 слайд.)

Номер 1 — специалисты по информационным технологиям.

Программисты.

Ученик 1 Кто они такие?

Ученица 1 Это компьютерщики завтрашнего дня.

Ученик 1 Почему они в топе?

Ученица 1 Потому что такие специалисты способны ре­шать самые насущные для любого государства проблемы: создавать и реализовывать модели эффективного управления банком, заводом, отраслью, транспортом, научными исследованиями и преподносить их на «блюдечке с голубой каемочкой» эту информационную мо­дель нам — тем, кто нажимает на кнопки!

Ученица 2 Тебе это подойдет.

Ученик 2 У тебя хорошие математические способности.

Ученица 2 Какое образование нужно получить?

Ученик 2 Закончить факультет высшей мате­матики и кибернетики профильного ВУЗа.

(Выступив, уходят и занимают свои места.)

Ученица 3 (7 слайд.) Номер 2 — экологи.

Ученик 3 Кто они такие?

Ученица 3 Это истинные целители окружающей среды.

Ученик 3 Почему они в топе?

Ученица 3 Сейчас без экологической экспертизы нельзя построить жилой дом, проложить новую дорогу, открыть фабрику или завод. Любому предприятию выгоднее предотвратить загряз­нение окружающей среды, чем выплачивать потом больничные сотрудникам и штрафы экологическим службам.

Ученик 3 Тебе это подойдет.

Ученица 3 Ты готов хоть сейчас ехать спасать от вымира­ния амурских тигров, а также неравнодушен к проблеме исчезно­вения тропических лесов Амазонки.

Ученик 3 Какое образование нужно получить?

Ученица 3 Закончить факультет экологии, или химии, или биологии.

Ученица 4 (8 слайд.). Номер 3 — ландшафтные дизайнеры.

Ученик 4 Кто они такие?

Ученица 4 Это художники, а область их деятельности — садово-парковое искусство: от традиционных шести соток до ог­ромных территорий и загородных резиденций.

Ученик 4 Почему они в топе?

Ученица 4 С ростом благосостояния наших граждан будет расти потребность в тех, кто умеет создать красоту буквально на ровном месте (делать альпийские горки, выращи­вать редкие растения, строить беседки, бассейны, фонтаны).

Ученик 4 Тебе это подойдет, если…

Ученица 4 Ты хорошо рисуешь и увлекаешься разведением комнатных цветов.

Ученик 4 Какое образование нужно получить?

Ученик 4 Высшее архитектурное, строительное или озе­ленительное.

Ученица 5 (9 слайд.) Номер 4 – аудиторы-финансисты.

Кто они такие?

Ученик 5 Это люди, которые ежедневно демонстрируют высший пилотаж бухучета! Основная задача аудитора — оконча­тельная проверка финансовых отчетов компаний, например перед налоговой проверкой.

Ученица 5 Почему они в топе?

Ученик 5 Любая компания нуждается не только в бухгал­терском учете, но и в постоянном его контроле. Ошибки, кажущиеся малозначительными на бумаге, на деле могут обернуться колоссаль­ными убытками. Аудитор помогает их избежать.

Ученица 5 Тебе это подойдет, если…

Ученик 5 Ты терпелив, усидчив и педантичен. Аудиторов называют «профессиональными занудами».

Ученица 5 Какое образование нужно получить?

Ученик 5 Высшее экономическое.

Учитель

Ну вот, а теперь — несколько советов о том, как определиться с выбором профессии. Как мы уже говорили, важно узнать как можно больше о себе.

 — это психофизиологическая диагностика при­родных склонностей человека. Но многие специалисты счи­тают, что живая беседа намного эффективнее компьютерного теста, и вы можете получить консультацию у про­фессионального психолога. А профориентационные центры организуют специальные тренинги для тех, кто уже знает, кем хочет стать, но понимает, что ему не хватает определенных личностных качеств. Выбирая карьеру, вы одновременно решаете, какие люди будут вас окружать, насколько вы будете загружены на работе, насколько для вас важны деньги и т. д. Ответы на эти вопросы зависят от избранных вами ценностей и круга интересов. Конечно, помогают, как мы уже говори­ли, профориентационные тесты, но сейчас давайте подумаем и попробуем ответить на такие вопросы: (10 слайд.)

  • Какое значение имеют деньги в вашей жизни?
  • Выбирая профессию, сколько бы вы хотели иметь свободного времени?
  • С какими людьми вы хотели бы общаться?
  • Какими положительными и какими отрицательными чертами можно охарактеризовать профессию, которой вам хотелось бы заниматься?
  • Чем вы руководствовались, давая профессии такую характе­ристику?
  • Еще один способ определения будущей профессии, он основан на вашей школьной успеваемости. Подумайте, пожалуйста, над тем, какой школьный предмет вам особенно нравится. И если этот предмет вам дается без труда, имеет смысл со­средоточиться на аналогичных профессиях.

Ученица 1 Информация к размышлению. (слайд) Сейчас в основном требуются специалисты рабочих специальностей. По данным нашего исследования, многие ребята хотели бы получить рабочие специальности.

Ученик 1 «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!» По­говорим о рабочих профессиях.

Ученица 1 Слесарь-ремонтник!

Ученик 2 Профессия слесаря — одна из старейших про­фессий по обработке металла. Работы, выполняемые современным слесарем, настолько разнообразны, что эта профессия разделилась на множество специальностей.

Ученик 3 Слесарь-инструментальщик, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-сантехник, слесарь-сборщик…

Профессия слесаря-ремонтника преимущественно мужская, тре­бующая физической выносливости, крепкого здоровья. При работе с механизмами и инструментами необходимы хорошая координация и точность движений, ловкость…

Ученица 12 …А также знания по физике, химии, матема­тике, черчению.

Ученик 13 Профессию слесаря можно получить в ПТУ.

Ученица 13 Электрогазосварщик!

Ученик 14 Уже в глубокой древности был известен способ соединения металлов — пайка и сварка. В древней Руси сваривали кольцеобразные украшения, умели производить сварку браслетов из стекла, а в XVI веке пушки изготавливали сваркой из отдельных колец, выкованных из железа.

Ученица 13 Тебе это подойдет.

Ученик 14 У тебя отличное здоровье и ты физически вы­нослив.

Ученица 13 Необходима также хорошая координация движений, устойчивость кистей рук, хороший глазомер…

Ученик 14 …И умение концентрировать внимание. А вот интеллектуальная и эмоциональная нагрузка в этой профессии умеренные.

Ученик 13 Профессию электрогазосварщика можно полу­чить также в прфессионально — технических училищах, а после их окончания можно и в ВУЗ поступить.

Ученица 13 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (электрик)!

Ученик 14 На заводах и фабриках имеется самое различ­ное электрооборудование, от его бесперебойной работы во многом зависит эффективность любого производственного объекта.

Ученик 13 Профессиональные навыки электромонтера очень высоко ценятся и в быту.

Ученица 13 Тебе это подойдет.

Ученик 13 Ты сообразителен, находчив, терпелив, ловок и у тебя хорошая координация движений.

Ученик 14 Готовят электромонтеров на базе неполного среднего образования, а также и после 11 классов.

Учитель.

Есть понятие высшего долга… Как вы думаете, ребята, в чем же состоит высший долг человека? И что означает для него отказ от высших, вечных целей во имя материальных? Вопросы учащимся:

  • В чем состоит высший долг человека?
  • Что такое высшие, вечные цели?
  • Какие это цели?
  • Что означает для человека отказ от высших, вечных целей во имя материальных?
  • Какие цели вы ставите перед собой, выбирая профессию?

Ученик 1 Предположим, что вы особенно сильны в мате­матике.

Ученик 2 Тогда стоит посвятить свое время изучению тех профессий, в которых требуется знание математики.

Ученик 1 Определенных математических способностей требуют профессии каменщика, плотника, водопроводчика, слесаря, авиадиспетчера, фармацевта, биохимика, электротехника, архитек­тора, программиста, банковского служащего, агента по продаже ценных бумаг и лесничего.

Учитель Но если в математическом классе вы чувствуете себя неуютно, решение задач приводит вас в ужас и этот предмет вам вообще не нравится, значит ли это, что нужно отказаться от карьеры в строительстве, здравоохранении или лесоводстве? Совсем не обязательно. Но такой выбор потребует от вас напряженной ра­боты. Вы должны быть честными сами с собой. Надо разобраться, вам этот предмет не нравится сам по себе или есть какие-то иные причины. А может, вы просто себя так настроили?

Ученик 1 Важно также выяснить, как именно математика используется в тех профессиях, которые вас интересуют.

Ученик 2 Слесарям, например, требуется хорошо владеть арифметикой, чтобы делать измерения и быстро производить рас­четы.

Ученик 1 Беседы с людьми разных профессий об их рабо­те, вопросы о том, как они используют в них математику, должны помочь вам определиться, будете ли вы думать об этой профессии или вам лучше выкинуть ее из головы.

Учитель

Вы также можете проверить некоторые ваши идеи о выборе профессии, более основательно проанализировав школь­ные предметы и свои результаты по этим предметам.

Ты разочаровался в своем выборе?

Он Нет, что ты! Я еще больше в нем утвердился.

 Так давай у них об этом и спросим! (ответы ребят).

Учитель

Как видите, мы познакомились с профес­сиями, которые являются самыми востребованными профессиями сего­дняшнего дня и ближайшего будущего. Однако, это вовсе не означает, что другие профессии менее интересны или менее востребованы. В каждой профессии есть свои «за» и свои «против», каждая профессия по-своему интересна и значительна. Значительность придает ей то, как ты ее выполняешь, как ты к ней будешь относиться. Любая работа требует полной отдачи. Только в таком случае она приносит удовлетворение человеку, она дает радость творчества в самом монотонном и рутинном деле.

(слайд)

Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет – тропинка твоя Это тебе доказать предстоит. Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли Может, ты станешь железо ковать. Вырастешь клоуном – самым смешным – И улыбками мир расцветет. Клоуны тоже на свете нужны – Они отправляют наши души в полет. Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь. Человеком старайся пройти по тропе Поверь в свои силы, в победу поверь

Рефлексия

(Совместно с классным руководителем класса проводится опрос ребят, с целью получения информации о том, что им понравилось в этом классном часе и что бы они могли предложить дополнительно для улучшения)

Учитель

Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет каждому из вас определиться в будущей жизни. На этом наша встреча не заканчивается. Мы еще не раз будем говорить о выборе вашей будущей профессии. Желаю Вам успеха! До новых встреч. (Слайд)

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий