Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, а так же Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Для разработки данной рабочей программы использованы: примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / (сост. Е. С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения); примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: — М.: Просвещение, 2011. – 54 с. – (Стандарты второго поколения)); рабочие программы. Биология. 5-9 классы (Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2013. 383 с.); учебник В. В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных. 6 класс» (Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – Дрофа, 2013. – 207 с.) Главная цель совершенствования российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечивать обучающимся высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы.
Глобальными целями биологического образования являются: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки; ориентация в системе моральных норм и ценностей; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» — курс, формирующий знания о строении, жизнедеятельности и многообразии цветковых растений, их разнообразии, классификации, месте в растительных сообществах, использовании в сельском хозяйстве, медицине. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие биологических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения биологии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития цветковых растений.
При изучении курса решаются следующие задачи:
— формирование представлений о строении и разнообразии цветковых растений, объяснение условий их существования и размножения, основах их классификации; — развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; — развитие представлений о размещении растительных сообществ; — развитие специфических биологических и общеучебных умений; — развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год. В процессе изучения курса проводится 3 обязательных тестирования: входной, рубежный, итоговый контроль. Они могут быть рассчитаны на 20 минут или на весь урок и проводятся по тексту учителя или администрации.
1 час добавлен из резервного времени на вводное занятие, на котором повторяется материал, изученный в 5 классе. Это необходимо для изучения систематики и процессов жизнедеятельности растений в 6 классе. 1 час из резервного времени добавлен на изучение темы «Половое размножение покрытосеменных растений» раздела «Жизнь растений». Это связано с тем, что данная тема вызывает затруднения, а вопросы по ней встречаются в тестах ГИА и ЕГЭ. На 1 час сокращено изучение раздела «Природные сообщества» по проведению экскурсии по теме «Смена растительных сообществ» по причине удаленности природного сообщества. 1 час из раздела «Природные сообщества» добавлен на итоговый урок.
Раздел
Количество часов
по программе В. В. Пасечника
по рабочей программе
Введение
—
1
Строение и многообразие покрытосеменных растений.
14
14
10
11
6
6
3
2
—
1
2
—
Итого
35
35