занятие курса «Твоя профессиональная карьера»
8-9 класс
Захарова Е.А. учитель курса «Твоя профессиональная карьера» Утичёвской основной школы
Цели:
1. Оказать действенную помощь учащимся в осознанном выборе профессионального пути. 2. Сформировать у школьников представлений о мире профессий и их требованиях. 3.Активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению.
Оборудование:
Компьютер + проектор, слайды, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, выставка книг о профессиях
Ход занятия
- Вступительное слово
- Теоретический материал:
- Кто я?
- Профессиональный план
- Многообразие мира профессий
- Пути получения профессионального образования
- Викторина «Угадай профессию»
- Тестирование
- Подведение итогов викторины, награждение победителей.
(Слайд №1, 2) Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий».
(Слайд №3). Кто я? Для того чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать, т. е. изучить собственное «Я».
(Слайд №4). Профессиональный план. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план. (Слайд №5). Интересы и склонности, возможности личности. К личностным особенностям человека можно отнести его интересы и склонности, его возможности, здоровье, темперамент, характер, волевые качества, способности и многие другие. (Слайд №6, 7).
(Слайд №8)
Разделение труда. (Слайд №9). Общее разделение: промышленность, сельское хозяйство, торговля, здравоохранение, просвещение, культура и др. Частное разделение: промышленность на добывающую и обрабатывающую. Единичное: цехи, участки, бригады и т.д.
(Слайд №10). В рамках единичного происходит функциональное разделение труда: основные и вспомогательные группы работников. Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда. А профессии, в свою очередь, делятся на специальности и т.д.
Ориентировать в мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей. (Слайд №11).
Профессиограмма и психограмма профессий. Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т.д. одним из важных источников информации о профессиях являются профессиограммы. (слайд №12) Профессиональная пригодность. Необходимо иметь ввиду, что (слайд №13)
Пути получения профессионального образования. Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие профессионального образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере. Образование в России делится на общее (начальное, общее, основное полное, полное общее) и профессиональное. Разобраться в том, какое профессиональное образование можно получить в нашей стране и в каких учебных заведениях, поможет эта таблица. (слайд №14)
(Слайд №15). Викторина «Угадай профессию»: 1. Представление команд, защита;
2. Игровая разминка «Придумай профессию» (Слайд №16);
- Игра «Угадай профессию». Изобразить следующие профессии:
повар, врач, швея, плотник, пилот, художник, учитель, пожарный,
фотомодель
Игра «Самая-самая». (Слайд №17)
Ответы: самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др; самая сладкая – кондитер, продавец в в кондитерском отделе; самая денежная – банкир, профессиональные теннисисты, боксеры. самая волосатая – парикмахер; самая детская – воспитатель, педиатр, учитель; самая смешная – клоун, пародист; самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель. самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик. самая опасная – сапер, каскадер; самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь
(Слайд №18, 19, 20)
Ответы: акванавт, врач, полевод, наборщик, ветеринар, заправщик, повар, дворник, Пословица: «Труд человека кормит, а лень портит», Поговорка: «Ударная работа человека красит»;
Игра «13 Я» (Слайд №21, 22)
1 – адаптация, 2 – акция, 3 – ассоциация, 4 – инвестиция, 5 – инфляция, 6 – конкуренция, 7 – консультация, 8 – корпорация, 9 – миграция, 10 – облигация, 11 – приватизация, 12 – организация, 13 – профессия.
(Слайд №23)
Мини-викторина для болельщиков:
- В каком году и кем впервые была создана швейная машина? (В 1755 году английским изобретателем Вайзенталем).
- Кто первый: мужчины или женщины – начали вязать на спицах? (Мужчины)
- Как называется прямой товарообмен? (Бартер)
- Как называется документ, с помощью которого можно оформить человека на работу? (Контракт)
- Кто из русских царей владел 14-ю ремеслами? (Петр 1)
- Кем по профессии был А.П.Чехов? (Врач)
- В этой фамилии спряталось название профессии: Стралужин. (Журналист)
- Как удвоить количество ваших денег? (Посмотреть на них в зеркало)
- Какой человек одной рукой может остановить автомобиль? (Инспектор ГИБДД)
- Какая разница между блохой и собакой? (Собаки могут иметь блох, а блохи собак – нет)
- Перед кем люди всегда снимают шляпы? (Парикмахером)
- Кто работает спустя рукава? (Пожарник)
- Кто ходит сидя? (Шахматист)
- Кто завез в Европу мороженное? (Венецианский путешественник Марко Поло)
- Как сварить вкусную кашу без масла? (С любовью)
- То назад, то вперед ходит, бродит пароход. Остановишь – горе. Продырявит море. (Утюг)
Подведение итогов викторины и награждение победителей.
При растущих темпах внедрения рынка не исключено появление новых миллионеров. Попробуйте узнать, есть ли у вас способность делать миллионы.
Вопросы 1. Каким способом легче всего делать деньги:
а) много работать, быть хорошо информированным, рисковать и, конечно же, вкладывать имеющиеся деньги в дело; б) надеяться на «дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотерее; в) постепенно делать карьеру, пройдя все ступени вплоть до руководящей, или же заняться политикой?
2. Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у вас самую большую улыбку? а) Дональд Дак; б) Густав Ганс; в) Догоберт Дак.
3. Какой размер прибыли может, по вашему мнению, побудить богатейших людей мира заключить сделку? а) от 0,5 млн. до 1 млн.; б) до 10 млн.; в) десятки миллионов и выше.
4. С каким из этих высказываний вы согласны? а) чем больше денег, тем больше удовольствия; б) деньги означают власть; в) деньги вызывают много зависти.
5. Известна ли вам так называемая игра «по письму»? Вы кладете в конверт небольшую сумму, ищите жертву, которая также платит, и в конечном счете ваше капиталовложение возвращается к вам в многократном размере. Какую роль вы готовы при этом играть? а) не участвовать; б) участвовать и зарабатывать при этом; в) быть инициатором игры.
6. Придаете ли вы значение тому, чтобы о вас упоминали в разделе «Светская жизнь» в различных газетах? а) я был бы очень этому рад; б) нет; в) обо мне и так часто пишут.
7. Каким способом можно выигрывать на скачках? а) рисковать высокими ставками; б) экономить деньги, ограничиваясь лишь присутствием на скачках; в) купить лошадь-победитель.
8. Кто, на ваш Взгляд, имеет наибольший шанс быстро и надежно стать богачом? а) режиссер, актер, писатель, художник, спортсмен-рекордсмен; • б) адвокат, врач, маклер, политик; в) глава фирмы, издатель.
9. Как вы относитесь к бизнесу между приятелями? а) я готов ссудить своих приятелей деньгами. Когда-нибудь и они дадут мне взаймы; б) деньги и дружба несовместимы; в) я готов брать взаймы у друзей, но не давать.
10. Будьте откровенны. Если бы вам удалось стать миллионером, наслаждались бы вы этим ощущением? а) разумеется, я бы наслаждался этим; б) я бы продемонстрировал свое наслаждение всем тем, кто мне не доверял или смотрел на меня свысока; в) нет.
11. Куда вложили бы вы свои миллионы? а) в недвижимость, имущество, собрание предметов искусства; б) в акции и другие ценные бумаги; в) я сделаю так, как решит моя жена (муж).
12. Если у вас уже есть 2 млн., будете ли вы стремиться заработать дополнительно? а) не обязательно мелкую сумму, но от крупной не откажусь; б) конечно; в) нет, поскольку мне хватает.
Подсчитайте очки, исходя из следующих данных:
1. а) 6, б) 0, в) 3
2. а) 3, б) 0, в) 6
3. а) 0, б) 3, в) 6
4. а) 6, б) 3, в) 0
5. а) 3, б) 0, в) 6
6. а) 0, б) 6, в) 3
7. а) 0, б) 3, в) 6
8. а) 0, б) 3, в) 6
9. а) 3, б) 6, в) 0
10. а) 0, б) 3, в) 6
11. а) 3, б) 6, в) 0
12. а) 3, б) 6, в) 0
Сложите все набранные очки. Если вы набрали от 0 до 23 очков, то это означает, что лучший способ разбогатеть лично для вас — либо удачно жениться, получить наследство, либо, наконец, играть в лотерею. От 24 до 48 очков — богатство связано для вас с трудом. Избегайте финансовых спекуляций. Лучше всего делайте карьеру и займите кресло шефа. Даже если это не принесет вам желаемых миллионов, ваша жизнь все равно будет обеспечена в материальном аспекте. От 49 до 72 очков — у вас самые лучшие шансы когда-нибудь стать миллионером. У вас коммерческий склад ума, вы разделяете деньги и дружбу. Вы не намерены хвастаться своим роскошным образом жизни, а склонны терпеливо умножать свое богатство.