Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Детловская средняя общеобразовательная школа № 12


Учитель биологии:
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов

Капран Марина Григорьевна

(2 категория) 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:

5 класс – 70 часов из федерального компонента;

6 класс – 35 часов из федерального компонента;

7 класс – 70 часов из федерального компонента;

8 класс – 70 часов из федерального компонента;

9 класс – 68 часов из федерального компонента;

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Курс «Живой организм» в 6 классе построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Программа «Биология. Многообразие живых организмов» в 7 классе является продолжением линии освоения биологических дисциплин и предполагает блочный принцип построения курса.

Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме того, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.

Программа «Человек и его здоровье» в 8 классе является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Программа «Общая биология» в 9 классе изучает теоретические и прикладные основы общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи. Изучение предмета основывается на знаниях, приобретенных в предыдущих курсах биологии, а также на уроках химии, физики, истории, географии. Программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ.

Содержание учебного курса 5 класса.

  Количество часов Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. Виды контроля  
Раздел 1 Тема: Изучение природы.
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, биология, экология). Методы изучения природы (наблюдение. измерение, эксперимент, моделирование). Оборудование для исследований. 3
  1. Знакомство с оборудованием.
  2. Проведение наблюдений, опытов и измерений.
  3. Великие естествоиспытатели.
Фронтальный и индивидуальный опрос, беседа по прочитанному материалу, рабочие тетради, тесты Знать, что такое «тело», «вещество», «явление природы»; методы изучения окружающего, приборы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать, обобщать.
Раздел 2 Тема: Вселенная.
Представление о Вселенной древних; современные представления о Вселенной. 17 Нахождение на вечернем небе созвездий; умение работать с подвижной картой звёздного неба; составлять сообщения. Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос и индивидуальный, рабочие тетради, проверочная работа. Знать, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика.
Раздел 3 Тема: Земля.
Гипотезы возникновения Земли; внутреннее строение Земли; природные явления; оболочки Земли; 18 Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, определение направления ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос и индивидуальный, рабочие тетради, проверочная работа. Знать гипотезы возникновения Земли; внутреннее строение Земли; природные явления; оболочки Земли.
Раздел 4 Тема: Жизнь на Земле.
Развитие жизни на Земле; клеточное строение организмов; разнообразие живого; среды обитания организмов; растения и животные разных материков; природные зоны Земли; жизнь в морях и океанах. 14 Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособления растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, рабочие тетради, проверочная работа. Знать этапы развития жизни на Земле; клеточное строение организмов; разнообразие живого; среды обитания организмов; растения и животных разных материков; природные зоны Земли; жизнь в морях и океанах.
Раздел 5 Тема: Человек на Земле.
Научные представления о происхождении человека; древние предки человека; Страницы истории географических открытий; изменения в природе, вызванные деятельностью человека; биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения; здоровье человека и безопасность жизни. 17 Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, рабочие тетради, итоговая проверочная работа. Знать научные представления о происхождении человека; древних предков человека; страницы истории географических открытий; изменения в природе, вызванные деятельностью человека; биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения; здоровье человека и безопасность жизни.
Зачет по курсу 1   тест  

Всего: 70 часов

Содержание учебного курса 6 класса.

^ Количество часов Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. Виды контроля ^
Раздел 1: Строение и свойства живых организмов.
1.Многообразие живых организмов, их основные свойства. 2. Химический состав клеток. 3. Строение растительной и животной клеток. 4.Ткани растений и животных. 5. Органы и системы органов. 6.Растения и животные как целостные организмы. 2 2 2 2 2 2 Итого: 12 ч Определение состава семян пшеницы. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Ткани растительных организмов. Ткани животных организмов. Изучение органов цветковых растений. Распознавание органов у животных. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания. Знать многообразие живых организмов; химический состав клеток; строение растительной и животной клеток; деление клетки; ткани растений и животных; органы и системы органов.
Раздел 2: Жизнедеятельность организма.
1.Питание и пищеварение. 2.Дыхание. 3.Передвижение веществ в организме. 4.Выделение. 5. Опорные системы. 6.Движение. 7.Регуляция процессов жизнедеятельности. 8.Размножение. 9.Рост и развитие. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Итого: 18 ч Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роли света и воды в жизни растений. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека. Разнообразие опорных систем животных. Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя. Вегетативное размножение комнатных растений. Прямое и непрямое развитие насекомых. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания. Иметь знания по основным изучаемым вопросам. Уметь проводить лабораторные работы.
Раздел 3: Организм и среда.
10. Среда обитания. Экологические факторы. 1   Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.  
11. Природные сообщества. 1   Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.    
12. Что мы узнали о взаимоотношениях организма и среды. 1   Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.  
13. Повторительно-обобщающий урок. 1   Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.  

Всего: 35 ч

Содержание учебного курса 7 класса.

^ Количество часов Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. Виды контроля ^
1 Тема: Введение
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Империи, царства живой природы. 4 Сообщения, рефераты Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания. Знать уровни организации живого, основные положения теории Ч. Дарвина, царства живой природы.
2 Тема: Империя Доклеточные Подимперия Прокариоты Царство Бактерии.
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов. 3 Определение на микропрепаратах разновидности прокариотов Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания. Уметь объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле.
3 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Грибы.
Общая характеристика грибов. Лишайники. 4 Строение плесневого гриба мукора. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания. Знать характерные особенности грибов и лишайников, уметь проводить лабораторные работы.
4 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Растения.
Общая характеристика растений. Классификация (вид-род-семейство-порядок-класс-отдел-царство). Низшие растения. Высшие растения. Голосеменные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. 16 Изучение внешнего вида водорослей. Изучение внешнего строения мхов. Изучение внешнего строения папоротника. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Изучение строения покрытосеменных растений. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания. Знать характеристики низших и высших растений; уметь проводить лабораторные работы.
5 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Животные
Общая характеристика животных. Классификация (вид-род-семейство-отряд-класс-тип-царство-надцарство-империя). Простейшие. Черви. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. 40   Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.  
6 Тема: Империя Доклеточные Подимперия Вирусы Царство Вирусы.
Общая характеристика. Строение. Жизненный цикл. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Гипотезы о происхождении. 2   Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.  
Зачетный урок 1   тесты  

Всего: 70 часов

Содержание учебного курса 8 класса.

  Количество часов Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. Виды контроля ^
Раздел 1 Тема: Место человека в системе органического мира.
Человек как часть живой природы, его место в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Человек разумный. 2 Сравнительные таблицы сходства и различий человека и животных Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать черты сходства и различия человека и животных.
Раздел 2 Тема: Происхождение человека.
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека. 2 Определение основных типов человеческих рас; творческие работы Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать этапы формирования человека, человеческие расы.
Раздел 3 Тема: Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.
Науки о человеке. Великие анатомы и физиологи. 1 Портретная галерея русских и зарубежных анатомов и физиологов Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знание наук о человеке, великих ученых и анатомов.
Раздел 4 Тема: Общий обзор строения и функций организма человека.
Клеточное строение. Ткани. Органы. Системы органов. 4 Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов. Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать ткани, органы, системы органов человека, их строение и функции.
Раздел 5 Тема: Координация и регуляция.
Гуморальная и нервная регуляции. 10 Изучение моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов. Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать железы внутренней секреции, гормоны, их функции в организме
Раздел 6 Тема: Опора и движение.
Скелет человека. Состав и строение костей. Мышечная система. 8 Изучение внешнего вида костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать отделы скелета человека, типы соединения костей, строение мышечной системы.
Раздел 7 Тема: Внутренняя среда организма.
Тканевая жидкость, кровь, элементы крови. 3 Изучение микроскопического строения крови. Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать состав крови, группы крови, понятие иммунитета.
Раздел 8 Тема: Транспорт веществ.
Сердце, сосуды. 4 Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений. Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать строение сердца, малый и большой круги кровообращения.
Раздел 9 Тема: Дыхание.
Органы дыхания, газообмен, регуляция дыхания 5 Определение частоты дыхания Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать строение органов дыхания, газообмен, регуляцию дыхания.
Раздел 10 Тема: Пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Витамины. Пищеварение и его этапы. 5
  1. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
  2. Определение норм рационального питания.
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать этапы пищеварения, роль пищеварительных желез.
Раздел 11 Тема: Обмен веществ и энергии
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены. 2 Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать суть обмена веществ и энергии.
Раздел 12 Тема: Выделение
Органы выделения, строение почек, роль кожи в выделении. 2 Демонстрация модели почек Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать строение почек, органов выделения, их роль в организме
Раздел 13 Тема: Покровы тела
Строение и функции кожи. Закаливание. Заболевания кожи и их предупреждение. 3 Таблицы органов и систем органов размножения Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать строение кожи, её роль в терморегуляции, методы закаливания.
Раздел 14 Тема: Размножение и развитие
Система органов размножения. Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка. 3 Таблицы систем органов размножения Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать строение органов размножения человека. Этапы роста человека.
Раздел 15 Тема: Высшая нервная деятельность
Рефлекс. Исследования русских физиологов. Речь, мышление, сознание, сон и его значение, память. 5 Демонстрация таблиц строения нервной системы Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать особенности ВНД человека
Раздел 16 Тема: Человек и его здоровье
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Человек и окружающая среда. 4 Изучение примеров остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах Знать санитарно-гигиенические нормы, уметь оказать первую доврачебную помощь.
Повторение-обобщение по разделам. 5   Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах  

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы занятий
Ребёнок в мире профессий. Знакомство с профессией. Развитие умения ориентироваться. Развитие творческого воображения. 2 класс

Ребёнок в мире профессий Введение Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Трудовое воспитание в школе занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития школьников. Необходимо, чтобы желание школьника заниматься определённой деятельностью реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические …

Биология
Требования к уровню подготовки выпускников — Рабочая программа курса «биология»

Учащиеся должны знать/понимать: Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона. Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии; питание; дыхание; выделение; транспорт веществ; рост, развитие; размножение, наследственность и изменчивость; регуляция …

Биология
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по биологии

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Изучение биологии на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей: · освоение системы биологических знаний: о живой природе как наиболее сложной биологической форме движения материи и ее особенностях; о биологических системах …