Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Детловская средняя общеобразовательная школа № 12
Учитель биологии: Рабочая программа по биологии для 5-9 классов
Капран Марина Григорьевна
(2 категория) 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:
5 класс – 70 часов из федерального компонента;
6 класс – 35 часов из федерального компонента;
7 класс – 70 часов из федерального компонента;
8 класс – 70 часов из федерального компонента;
9 класс – 68 часов из федерального компонента;
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Курс «Живой организм» в 6 классе построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.
Программа «Биология. Многообразие живых организмов» в 7 классе является продолжением линии освоения биологических дисциплин и предполагает блочный принцип построения курса.
Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме того, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.
Программа «Человек и его здоровье» в 8 классе является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
Программа «Общая биология» в 9 классе изучает теоретические и прикладные основы общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи. Изучение предмета основывается на знаниях, приобретенных в предыдущих курсах биологии, а также на уроках химии, физики, истории, географии. Программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ.
Содержание учебного курса 5 класса.
Количество часов | Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. | Виды контроля | ||
Раздел 1 Тема: Изучение природы. | ||||
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, биология, экология). Методы изучения природы (наблюдение. измерение, эксперимент, моделирование). Оборудование для исследований. | 3 |
|
Фронтальный и индивидуальный опрос, беседа по прочитанному материалу, рабочие тетради, тесты | Знать, что такое «тело», «вещество», «явление природы»; методы изучения окружающего, приборы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать, обобщать. |
Раздел 2 Тема: Вселенная. | ||||
Представление о Вселенной древних; современные представления о Вселенной. | 17 | Нахождение на вечернем небе созвездий; умение работать с подвижной картой звёздного неба; составлять сообщения. | Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос и индивидуальный, рабочие тетради, проверочная работа. | Знать, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика. |
Раздел 3 Тема: Земля. | ||||
Гипотезы возникновения Земли; внутреннее строение Земли; природные явления; оболочки Земли; | 18 | Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, определение направления ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. | Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос и индивидуальный, рабочие тетради, проверочная работа. | Знать гипотезы возникновения Земли; внутреннее строение Земли; природные явления; оболочки Земли. |
Раздел 4 Тема: Жизнь на Земле. | ||||
Развитие жизни на Земле; клеточное строение организмов; разнообразие живого; среды обитания организмов; растения и животные разных материков; природные зоны Земли; жизнь в морях и океанах. | 14 | Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособления растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. | Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, рабочие тетради, проверочная работа. | Знать этапы развития жизни на Земле; клеточное строение организмов; разнообразие живого; среды обитания организмов; растения и животных разных материков; природные зоны Земли; жизнь в морях и океанах. |
Раздел 5 Тема: Человек на Земле. | ||||
Научные представления о происхождении человека; древние предки человека; Страницы истории географических открытий; изменения в природе, вызванные деятельностью человека; биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения; здоровье человека и безопасность жизни. | 17 | Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. | Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, рабочие тетради, итоговая проверочная работа. | Знать научные представления о происхождении человека; древних предков человека; страницы истории географических открытий; изменения в природе, вызванные деятельностью человека; биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения; здоровье человека и безопасность жизни. |
Зачет по курсу | 1 | тест |
Всего: 70 часов
Содержание учебного курса 6 класса.
^ | Количество часов | Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. | Виды контроля | ^ | |
Раздел 1: Строение и свойства живых организмов. | |||||
1.Многообразие живых организмов, их основные свойства. 2. Химический состав клеток. 3. Строение растительной и животной клеток. 4.Ткани растений и животных. 5. Органы и системы органов. 6.Растения и животные как целостные организмы. | 2 2 2 2 2 2 Итого: 12 ч | Определение состава семян пшеницы. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Ткани растительных организмов. Ткани животных организмов. Изучение органов цветковых растений. Распознавание органов у животных. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания. | Знать многообразие живых организмов; химический состав клеток; строение растительной и животной клеток; деление клетки; ткани растений и животных; органы и системы органов. | |
Раздел 2: Жизнедеятельность организма. | |||||
1.Питание и пищеварение. 2.Дыхание. 3.Передвижение веществ в организме. 4.Выделение. 5. Опорные системы. 6.Движение. 7.Регуляция процессов жизнедеятельности. 8.Размножение. 9.Рост и развитие. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Итого: 18 ч | Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роли света и воды в жизни растений. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека. Разнообразие опорных систем животных. Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя. Вегетативное размножение комнатных растений. Прямое и непрямое развитие насекомых. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания. | Иметь знания по основным изучаемым вопросам. Уметь проводить лабораторные работы. | |
Раздел 3: Организм и среда. | |||||
10. Среда обитания. Экологические факторы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания. | |||
11. Природные сообщества. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания. | |||
12. Что мы узнали о взаимоотношениях организма и среды. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания. | |||
13. Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания. |
Всего: 35 ч
Содержание учебного курса 7 класса.
^ | Количество часов | Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. | Виды контроля | ^ |
1 Тема: Введение | ||||
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Империи, царства живой природы. | 4 | Сообщения, рефераты | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания. | Знать уровни организации живого, основные положения теории Ч. Дарвина, царства живой природы. |
2 Тема: Империя Доклеточные Подимперия Прокариоты Царство Бактерии. | ||||
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов. | 3 | Определение на микропрепаратах разновидности прокариотов | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания. | Уметь объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле. |
3 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Грибы. | ||||
Общая характеристика грибов. Лишайники. | 4 | Строение плесневого гриба мукора. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания. | Знать характерные особенности грибов и лишайников, уметь проводить лабораторные работы. |
4 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Растения. | ||||
Общая характеристика растений. Классификация (вид-род-семейство-порядок-класс-отдел-царство). Низшие растения. Высшие растения. Голосеменные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. | 16 | Изучение внешнего вида водорослей. Изучение внешнего строения мхов. Изучение внешнего строения папоротника. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Изучение строения покрытосеменных растений. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания. | Знать характеристики низших и высших растений; уметь проводить лабораторные работы. |
5 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Животные | ||||
Общая характеристика животных. Классификация (вид-род-семейство-отряд-класс-тип-царство-надцарство-империя). Простейшие. Черви. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. | 40 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания. | ||
6 Тема: Империя Доклеточные Подимперия Вирусы Царство Вирусы. | ||||
Общая характеристика. Строение. Жизненный цикл. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Гипотезы о происхождении. | 2 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания. | ||
Зачетный урок | 1 | тесты |
Всего: 70 часов
Содержание учебного курса 8 класса.
Количество часов | Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. | Виды контроля | ^ | |
Раздел 1 Тема: Место человека в системе органического мира. | ||||
Человек как часть живой природы, его место в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Человек разумный. | 2 | Сравнительные таблицы сходства и различий человека и животных | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать черты сходства и различия человека и животных. |
Раздел 2 Тема: Происхождение человека. | ||||
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека. | 2 | Определение основных типов человеческих рас; творческие работы | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать этапы формирования человека, человеческие расы. |
Раздел 3 Тема: Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | ||||
Науки о человеке. Великие анатомы и физиологи. | 1 | Портретная галерея русских и зарубежных анатомов и физиологов | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знание наук о человеке, великих ученых и анатомов. |
Раздел 4 Тема: Общий обзор строения и функций организма человека. | ||||
Клеточное строение. Ткани. Органы. Системы органов. | 4 | Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов. | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать ткани, органы, системы органов человека, их строение и функции. |
Раздел 5 Тема: Координация и регуляция. | ||||
Гуморальная и нервная регуляции. | 10 | Изучение моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов. | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать железы внутренней секреции, гормоны, их функции в организме |
Раздел 6 Тема: Опора и движение. | ||||
Скелет человека. Состав и строение костей. Мышечная система. | 8 | Изучение внешнего вида костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц. | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать отделы скелета человека, типы соединения костей, строение мышечной системы. |
Раздел 7 Тема: Внутренняя среда организма. | ||||
Тканевая жидкость, кровь, элементы крови. | 3 | Изучение микроскопического строения крови. | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать состав крови, группы крови, понятие иммунитета. |
Раздел 8 Тема: Транспорт веществ. | ||||
Сердце, сосуды. | 4 | Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений. | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать строение сердца, малый и большой круги кровообращения. |
Раздел 9 Тема: Дыхание. | ||||
Органы дыхания, газообмен, регуляция дыхания | 5 | Определение частоты дыхания | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать строение органов дыхания, газообмен, регуляцию дыхания. |
Раздел 10 Тема: Пищеварение | ||||
Питательные вещества и пищевые продукты. Витамины. Пищеварение и его этапы. | 5 |
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать этапы пищеварения, роль пищеварительных желез. |
Раздел 11 Тема: Обмен веществ и энергии | ||||
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены. | 2 | — | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать суть обмена веществ и энергии. |
Раздел 12 Тема: Выделение | ||||
Органы выделения, строение почек, роль кожи в выделении. | 2 | Демонстрация модели почек | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать строение почек, органов выделения, их роль в организме |
Раздел 13 Тема: Покровы тела | ||||
Строение и функции кожи. Закаливание. Заболевания кожи и их предупреждение. | 3 | Таблицы органов и систем органов размножения | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать строение кожи, её роль в терморегуляции, методы закаливания. |
Раздел 14 Тема: Размножение и развитие | ||||
Система органов размножения. Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка. | 3 | Таблицы систем органов размножения | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать строение органов размножения человека. Этапы роста человека. |
Раздел 15 Тема: Высшая нервная деятельность | ||||
Рефлекс. Исследования русских физиологов. Речь, мышление, сознание, сон и его значение, память. | 5 | Демонстрация таблиц строения нервной системы | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать особенности ВНД человека |
Раздел 16 Тема: Человек и его здоровье | ||||
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Человек и окружающая среда. | 4 | Изучение примеров остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах | Знать санитарно-гигиенические нормы, уметь оказать первую доврачебную помощь. |
Повторение-обобщение по разделам. | 5 | Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах |