Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по биологии

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение биологии на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы биологических знаний: о живой природе как наиболее сложной биологической форме движения материи и ее особенностях; о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема) и присущих им закономерностях (эволюция, наследственность и изменчивость, связь с окружающей средой); об истории развития и становления современных представлений о живой природе как компоненте общечеловеческой культуры; о выдающихся открытиях в биологической науке;

· ознакомление с методами познания природы: проведение наблюдений за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

· овладение умениями: использовать различные источники для получения и анализа необходимой информации о живых объектах; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде и собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с классическими и современными достижениями биологии, вошедшими в общечеловеческую культуру (открытия в области генетики, расшифровка генетического кода и др.); со сложными и противоречивыми путями развития и становления современных научных взглядов, идей, теорий, концепций; обсуждения различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека и др.);

· воспитание: убежденности в познаваемости живой природы; гуманного, ценностного отношения к окружающей среде, собственному здоровью;

· приобретение компетентности: в защите окружающей среды, сохранении собственного здоровья и обеспечении безопасности жизнедеятельности на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Биология как наука.

Роль биологии в формировании научного мировоззрения, воспитании экологической, генетической и гигиенической грамотности.

Использование методов биологических исследований.

Связь метода и теории.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.

Основные уровни организации живой природы.

Клетка. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр). М. Шлейден и Т. Шванн — создатели клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Доказательство единства живой природы, родства организмов на основе положений клеточной теории. Химический состав клетки. Роль в клетке и собственном организме неорганических и органических веществ. Обоснование единства тел живой и неживой природы на основе анализа их элементарного состава. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Определение числа хромосом в половых и соматических клетках у разных организмов. Ген. Генетический код. Матричное воспроизводство белков. Организм. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Сравнительная характеристика полового и бесполого размножения. Использование бесполого и полового размножения организмов в практической деятельности человека. Оплодотворение, его значение. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных, человека. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Определение последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Наследственность и изменчивость — свойства организмов.

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Основная генетическая терминология и символики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач. Формирование представлений о гене. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Построение и использование генетических карт. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Причины наследственных изменений. Влияние мутагенов на организм человека. Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка последствий их влияния на собственный организм. Соблюдение мер профилактики заболеваний у человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины. Селекция, ее практическое значение.

Оценка учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Использование основных методов селекции (гибридизация, искусственный отбор) в практике сельского хозяйства. Биотехнология, ее достижения. Оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.).

Вид. История эволюционных идей. Оценка работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Проблема реального существования видов в природе. Вид, его критерии. Движущие силы и результаты эволюции. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Элементарные факторы эволюции, их влияние на генофонд популяции (мутационный процесс, популяционные волны). Обоснование необходимости сохранения многообразия видов как основы устойчивого развития биосферы. Проблема сущности жизни (витализм, механистический взгляд на природу, современные представления о сущности жизни). Отличительные признаки живого. Оценка различных гипотез происхождения жизни (креационизма, самозарождения, вечности жизни, биохимической эволюции и других). Общее представление об эволюции жизни на Земле. Происхождение и эволюция человека. Оценка различных гипотез происхождения человека. Экосистемы. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов. Характеристика видовой и пространственной структуры экосистем. Пищевые связи в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач. Биосфера — глобальная экосистема.

Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде. Соблюдение правил поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Оказание первой помощи при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

Знать и понимать:

· основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, теория гена, эволюционная теория Ч. Дарвина); учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, функциях живого вещества в биосфере); законов (расщепления, независимого наследования Г. Менделя); правил (правило доминирования Г. Менделя); закономерностей изменчивости; · особенности биологических процессов: матричное воспроизводство белков; размножение; действие искусственного и естественного отбора; формирование приспособленности; образование видов; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы; · особенности строения биологических объектов: клетки; хромосом; вида и экосистем (структура); · причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций.

· приводить примеры: наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; значения генетики для развития селекции и медицины; · приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, эволюции, используя основные положения биологических теорий; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой; · оценивать: последствия влияния мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; · аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; · выявлять: приспособления у организмов к среде обитания; взаимосвязи организмов в экосистеме (на отдельных примерах); мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами своей местности; · правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); · исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); · использовать различные источники (в том числе Интернет, средства массовой информации) для получения необходимой информации о биологических системах и применять ее в собственных исследованиях. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в защите окружающей среды и сохранении собственного здоровья): · соблюдать и обосновывать меры профилактики вирусных и других заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

· оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий