Планирование учебного материала по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в 7-9 специальных коррекционных классах VIII вида составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой. Программа ориентирует на повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у них необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Цель программы – подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.
Срок обучения по программе – 3 года.
В 9 классе предполагается специализация учащихся. Разделение на столяров и плотников происходит на основе учительского анализа степени усвоения школьниками учебного материала за 7-9 классы. Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства. Учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, различными видами соединений и отделкой изделий. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярных изделий). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с нарушениями интеллектуального развития и их социально-бытовой ориентации. Для успешного обучения по данной программе столярная мастерская оснащена всем необходимым оборудованием, станками и инструментами. Поддерживается тесная связь со столярными цехами местных предприятий. На занятиях дети привлекаются к выполнению заказов школы, социума.
Обучающиеся должны знать:
— материалы, применяемые в столярном производстве; — основные породы, свойства и пороки древесины; — сущность и назначение основных столярных операций; — способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления; — назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения; — виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание); — угловые (концевые, серединные), ящичные соединения и их применение; — способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений; — виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение; — контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования; — способы контроля точности выполняемых работ, предупреждение и исправление брака; — устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами; — устройство и правила работы на токарном и сверлильном станках; — устройство и правила эксплуатации ручных электроинструментов; — способы экономного расходования материалов и электроэнергии;
— инструменты для художественной отделки изделия;
— цвет и текстуру разных древесных пород;
— элементы детали столярного изделия;
— трудовое законодательство;
— виды пиломатериалов;
— материалы, изделия для настилки полов и кровли;
— технологию изготовления оконного блока;
— приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий;
— основные свойства изоляционных и смазочных материалов;
— технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов;
— виды древесностружечных и древесноволокнистых плит;
— элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности; — правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места; — специальную терминологию и пользоваться ею.
Обучающиеся должны уметь: — выполнять столярные работы ручными инструментами; — размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать и сращивать детали; — собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений); — пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями; — рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию; — бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями; — подготавливать и рационально организовывать рабочее место; — устранять дефекты и пороки древесины; — изготовлять строгальный и разметочный инструменты; — изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие; — выполнять черновое и чистовое точение; — выполнять внутреннюю расточку на токарном станке; — распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры; — организовать рабочее место; — изготовить модель мебели; — изготавливать строительные инструменты и приспособления; — изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности; — устранять дефекты в столярно-мебельных изделиях; — соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
— столярный верстак; — наборы столярных инструментов; — сверлильный станок; — токарный станок по дереву; — заточный станок; — компьютер; — проектор.
— технологические карты изделий; — операционные карты токарных изделий; — образцы столярных и токарных изделий; — учебные карты изделий.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во
часов |
Тип урока. Вид деятельности | Элементы
содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид
контроля |
Элементы
дополни тельного содержания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I четверть (90 часов) | |||||||
Вводное занятие(2 ч) | |||||||
1-2 | Вводное занятие Первичный инструктаж по охране труда | 2 | Урок-
повторение |
Повторение изученного в 6 классе. План работы на четверть. Распределение обязанностей и рабочих мест. Первичный инструктаж по охране труда | Знать:
|
Ответы на вопросы. Тестирование | |
Фугование (22 ч) | |||||||
3-4 | Фугование: назначение операции и инструменты для ее выполнения | 2 | Объяснение нового материала | Общие сведения о фуговании. Сравнение фугования со строганием рубанком. Инструменты для фугования и их устройство. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Разборка и сборка полуфуганка | Знать: инструменты для фугования, их устройство.
Уметь выполнять разборку и сборку полуфуганка |
Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
5 | Подготовка по- луфуганка к работе. Правила безопасной работы с полуфу- ганком | 1 | Объяснение нового материала | Подготовка полуфуганка к работе. Настройка полуфуганка. Правила безопасной работы при фуговании | Знать правила безопасной работы при фуговании.
Уметь подготавливать полу фуганок к работе |
Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
6-7 | Приемы работы полуфуганком | 2 | Комбини
рованный |
Строгание полуфуганком (на отходах материалов) | Уметь выполнять строгание полуфуганком (на отходах материалов) | Контроль за действием |