Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новосельское
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественных наук. Руководитель ШМО: __________/Т.В.Приезжева Протокол № ___ «__»_____2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР:______/Н.Н.Брюханова/ «__»_____2015 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор школы с. Новосельское: __________/А.В.Погодин / Приказ№__ «__»___2015 г. |
Биология, 9 класс. Составил: Приезжева Татьяна Владимировна, учитель химии и биологии, I квалификационной категории Принято на заседании педагогического совета протокол № ____ «__»_______2015г.
2015- 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. и Основной образовательной программы МБОУ-СОШс.Новосельское.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразовательных. учеб. Заведений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Данный учебный предмет входит в цикл естественных наук.
Цель: развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
^ о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
индивидуальная (консультации); групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках); фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами); парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
осуществляется следующим образом:
1.Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки. 2.Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа. 3.Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование. 4.Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль. Для реализации данной учебной программы используются следующие методы и формы поставленных задач: беседа, лабораторная работа, практическая работа, рассказ, экскурсия, презентация, лекция, проблемное изложение материала и т.д.
В учебном плане МБОУ-СОШ с.Новосельское в 2015-2016 уч.году на изучение биологии в 9 классе предусмотрено ^
— объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения –
носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения: — отличать научные методы, используемые в биологии; — определять место биологии в системе естественных наук; — доказывать, что организм — единое целое; — объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы.
№ | Название темы | Кол-во часов | Лабораторные работы | Экскурсии |
1 | Введение в основы общей биологии | 3 | 1 | |
2 | Основы учения о клетке | 10 | 1 | |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 | 1 | |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости. | 11 | 2 | |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 5 | ||
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира. | 5 | 1 | |
7 | Учение об эволюции. | 9 | 1 | |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 5 | ||
9 | Основы экологии | 11 | 2 | 1 |
10 | Заключение | 2 | ||
Итого: | 68 | 7 | 3 |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ^ | ИКТ | Дата |
План. | Факт. | ||||
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (3 часа) | |||||
1 | Биология — наука о живом мире. | 1 | Биология – наука о живой природе. Становление био-логии как науки. Роль биологии в практической деятельности людей. | ||
2 | Общие свойства живых организмов. | 1 | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития живых организмов. | ||
3 | Многообразие форм живых организмов. Виртуальная экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас» | 1 | Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. | ЭОР «Основы общей биологии» | |
ТЕМА 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ 0 КЛЕТКЕ (10 часов) | |||||
4 | Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток. | 1 | Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена. | ||
5 | Химический состав клетки. | 1 | Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы. Неорганические вещества, их роль в организме. Органические вещества, их роль в организме. | ЭОР «1-С Репетитор.Биология» | |
6 | Органические вещества клетки. | 1 | Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. | ||
7 | Строение клетки. | 1 | . Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Вирусы – неклеточные формы. | ||
8 | Изучение клеток растений и животных. Выполнение лабораторной работы №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». | 1 | Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. | ||
9 | Обмен веществ и энергии в клетке. | 1 | Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция – про-тивоположные процессы. | ЭОР «Лабораторные работы по биологии 6-11 классы» | |
10 | Биосинтез белков в живой клетке. | 1 | Свойства генетического кода. Механизмы транскрипции и трансляции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). | ||
11 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | 1 | Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. | ||
12 | Обеспечение клетки энергией. | 1 | Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. | ||
13 | Зачет «Основы учения о клетке». | 1 | Вопросы «Проверьте себя» по теме «Основы учения о клетке». Повт. §4-1 Эл. тесты | ||
ТЕМА 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (5 часа) | |||||
14 | Типы размножения организмов. | 1 | Половое и бесполое раз — множение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения. Виды вегетативного размножения. | ||
15 | Деление клетки.
Митоз. Выполнение лабораторной работы №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток» |
1 | Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот. Лабор. практикум | ЭОР «Лабораторные работы по биологии. 6-11 классы» | |
16 | Образование поло- вых клеток. Мейоз. | 1 | Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки. Оплодотворение, его биологическое значение. | ||
17 | Индивидуальное развитие организ- ма – онтогенез. | 1 | Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). | ||
18 | Зачет «Размноже- ние и индивиду- альное развитие организмов». | 1 | Вопросы «Проверьте себя» по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Повт. §13-16 |
||
ТЕМА 4. ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (11 часов) | |||||
19-20 | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | 2 | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание. | ||
21 | Генетические опыты Г.Менделя. | 1 | Использование Г. Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Лабор. практикум | ||
22 | Дигибридное скрещивание.
Выполнение лабораторной работы №3 «Решение генетических задач». |
1 | Закон независимого наследования. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение гено-типов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования. Лабор. практикум | ЭОР «Крестьянинов В.Ю. Генетические задачи» | |
23 | Сцепленное наследование. | 1 | Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон Т. Моргана. Условие выполнения закона Т. Моргана. Сцепленное наследование. | ||
24 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 1 | Генотип – система взаимо-действующих генов. Взаимодействие генов и их множественное действие. Качественные и количественные признаки. | . Характер взаимодействия. | |
25-26 | Наследование признаков, сцепленных с полом. | 2 | Наследование признаков у человека. Закон сцепленного наследования. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Лаб. практ. | ||
27 | Наследственная изменчивость. | 1 | Основные формы изменчи-вости. Виды мутаций по степени изменения генотипа. Синдром Дауна – геномная мутация человека. Виды мутагенов. Выведение новых сортов растений. | ||
28 | Другие типы изменчивости.
Выполнение лабораторной работы №4 «Выявление ге-нотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях».
|
1 | Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной измен-чивости. | ЭОР «1-Репетитор.Биология» | |
29 | Зачет «Основы наследственности и изменчивости». | 1 | |||
Тема 5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов) | |||||
30 | Генетические основы селекции организмов | 1 | Наследственность и изменчивость – основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Учение Н.И. Вавилова о центрах. | ||
31 | Особенности селекции растений. | 1 | Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методы селекции растений. | ||
32 | Особенности селекции животных. | 1 | Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных. Виды искусственного отбора. Гибридизация. Искусственный мутагенез. | ||
33 | Основные направления селекции микроорганизмов. . | 1 | Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сель-скохозяйственного произ-водства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | ||
34 | Контрольная работа №1 Урок контроля знаний учащихся. | 1 | Контрольная работа по теме «^ | ||
ТЕМА 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (5 часов) | |||||
35 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | 1 | Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. | ||
36 | Современная теория возникновения жизни на Земле. Комбинированный урок. | 1 | Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | ||
37 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Комбинированный урок. | 1 | Этапы развития жизни. Начальные этапы биологи-ческой эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Происхождение эукариотической клетки. | ||
38-39 | Этапы развития жизни на Земле. Экскурсия «История живой природы местного региона» | 2 | Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | ЭОР «Основы общей биологии» | |
ТЕМА 7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (9 часов) | §35 | ||||
40 | Идея развития органического мира в биологии. Урок изучения и закрепления новых знаний. | 1 | Предпосылки учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции живых организмов. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | ||
41 | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Комбинированный урок. | 1 | Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование. Естественный отбор – движущая сила эволюции. | ||
42 | Современные предсталения об эволюции органического мира. Комбинированный урок. | 1 | Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. | ||
43 | Вид, его структура и особенности. Комбинированный урок. | 1 | Вид, его структура и особенности | ||
44 | Процесс образования видов – видообразование. Комбинированный урок. | 1 | Географическое и экологи-ческое видообразование. Изолирующие механизмы. Виды изоляций. | ||
45 | Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Комбинированный урок. | 1 | Главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс. | ||
46 | Основные направления эволюции. Комбинированный урок. | 1 | Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Пути достижения биологического прогресса. | ||
47 | Основные закономерности биологической эволюции. Выполнение лабораторной работы №5 «Изучение изменчивости у организмов». | 1 | Биологическая эволюция. Основные особенности эволюции. Приспособлен-ность видов к среде обитания. | ЭОР «Лабораторные работы по биологии 6-11 классы» | |
48 | Зачет «Учение об эволюции». Урок контроля и оценки знаний | 1 | Вопросы «Проверьте себя» по теме «Учение об эволюции». Повт. §36-43 | ||
ТЕМА 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) (5 часов) | |||||
49 | Место и особенности человека в системе органического мира. Комбинированный урок. | 1 | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | ||
50 | Доказательства эво-люционного происхождения человека. Комбинированный урок | 1 | Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными. | ||
51 | Этапы эволюции вида Человек разумный. Комбинированный урок. | 1 | Движущие силы и этапы эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. | ||
52 | Человеческие расы, их родство и происхождение. . | 1 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | ||
53 | Зачет «Происхождение человека. Антропогенез». | 1 | Вопросы «Проверьте себя» по теме «Происхождение человека. Антропогенез». Повт. §44-49 | ||
ТЕМА 9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов) | |||||
54 | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | 1 | Экология – наука о взаимо-связях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, | ||
55 | Закономерности действия факторов среды на организмы. Комбинированный урок. | 1 |
56 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Выполнение лабораторной работы №6 «Приспособленность организмов к среде оби-тания». | 1 | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | ЭОР «Лабораторные работы по биологии 6-11 классы» | ||
57 | Биотические связи в природе. Комбинированный урок. | 1 | Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе.
|
|||
59 | Популяции как фор-ма существования видов в природе. Комбинированный урок. | 1 | Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура .
|
|||
60 | Функционирование популяции и динами-ка её численности в природе. Комбинированный | 1 | Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, чис-ленность, функционирование в природе.
|
|||
61 | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Комбинированный урок. | 1 | Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосис-темы. Структура экосистем.
|
|||
62 | Биогеоцинозы, экосистемы и биосфера. Комбинированный урок. | 1 | Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме . | ||
63 | Развитие и смена биогеоценозов. Комбинированный урок. | 1 | Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессии. Продолжительность и значение экологической сукцессии. Агроэкосис-темы. | Видефильм. «Развитие и смена биогеоценозов.» | |
64 | Основные законы устойчивости живой природы. Комбинированный урок. | 1 | Экологические закономерности: цикличность, отрица-тельная обратная связь, биологическое разнообразие видов. | ||
65 | Рациональное использование природы и её охрана. Урок комплексного применения ЗУН. Выполнение лабораторной работы №7 «Оценка качества окружающей среды». | 1 | Последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологичес-кого разнообразия. Классификация природных ресурсов. | . |
66 | Контрольная работа №2 Урок контроля знаний учащихся. | 2 | Контрольная работа по темам «Учение об эволюции. Происхождение человека. Основы экологии».
|
Элек. тесты | |
ОБОБЩЕНИЕ (2часа) | |||||
67 | Становление современной теории эволюции. Урок обобщения и сис-тематизации знаний. | 1 | Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Современная теория эволюции. Движущие силы эволюции. Основные направления эволюции. Пути достижения биологического прогресса. Вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и эволюции.
|
||
68 | Клетка — структурная и функциональная единица живого. Урок обобщения, систематизации знаний. Экскурсия «Лес и водоём как природные экосистемы» | 1 | Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клет-ке. Эл. тесты |
Содержание тем учебного курса
- Введение в основы общей биологии . Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенность региональной флоры и фауны.
Экскурсия 1: Биологическое разнообразие вокруг нас.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа:
- Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
Лабораторные работы:
- Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Лабораторные работы:
1.. Решение генетических задач.
2.. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Среднего Урала.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Памятники природы Среднего Урала (ботанические, геологические).
Экскурсия 2. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Основные способы взаимодействия человека с природной средой Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Среднего Урала, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Свердловской области.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Среднего Урала экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Урала при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Урала. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.
Обобщение.
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности
- знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;
- знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
- знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
- знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
- знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
- знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
- знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
- представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
- умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
1).Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. – М.: Вентана-Граф, 2010. 2) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя – М.: Вентана-Граф, 2009. 3) Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 72с. 4) Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) — М: ТЦ «Сфера», 2010. 5)Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004.
1) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя – М.: Вентана-Граф, 2009;
дополнительной литературы для учителя:
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2009;
3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум».
5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2010;
6) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 2009.) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 20О9. – 216с;