Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла протокол № 4 от « 29 » 08 2013 г. руководитель МО ___________ М.Ф.Салихова | Согласовано заместитель директора МАОУ «СОШ № 26» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан _______________ О.А. Батталова «30» 08 2013 г. | Утверждаю Директор МАОУ «СОШ № 26» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан _______________ Л.Н. Пырова Приказ № 342-0 «31» 08 2013 г. |
Предмет биология Класс 10а УМК : 1) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы /автор программы В.В.Пасечник /. — М., Дрофа, 2009;
2) учебник Биология. Общая биология. 10-11 класс М., Дрофа, 2013.: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. — 367, /1/с.:ил.
Составитель — учитель химии и биологии МАОУ «СОШ № 26» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Шарифуллина Альфия Айратовна Год составления рабочей программы 2013 год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «биология» составлена с учетом:
1. Федерального закона от 29.12.2012 №373-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Программы «Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ автор-составитель Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»
5. Учебного плана МАОУ «СОШ №26» на 2013-2014 учебный год (приказ № 330-О от 27.08.2013)
6. Рабочей программы по биологии и экологии, составленной учителями высшей категории ГМО г. Стерлитамак Битуновой С.Б, Давыдкиной И.П., Ахуновой Г.Ю. на основе программы средней (полной) общеобразовательной школы, вариант II, автор В.В.Пасечник. (Протокол №3 от 13.05.09.)
Программа ориентирована на формирование общей культуры и в большей степени связана с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Кроме того, в программе учтены рекомендации БИРО по введению регионального компонента в тематическое планирование. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2013. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 класса в объеме 2часа в неделю, 66 часов в год. Рассмотрены вопросы этнокомпонента и метапредметные связи. Лабораторных работ — 6, практических — 1. Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.
1. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312). 4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089).
Стандарт основного общего образования по биологии
изучение общебиологических закономерностей уровней организации живой природы.
Задачи: -освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем;
-овладение умениями анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; решения биологических задач;
-воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, собственному здоровью;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
— основные положения биологических теорий; — строение биологических объектов; — сущность биологических процессов; — причины эволюции и изменяемости видов; — вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
— биологическую терминологию и символику.
Учащиеся должны уметь: — объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; — решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; — описывать особей видов по морфологическому критерию; — выявлять приспособленность организмов к среде обитания; — сравнивать биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения; — анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности человека в окружающей среде; — изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; — находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать;
— использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни с целью соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
5. Учебно-тематическое планирование по биологии
№ | Тема | Количество часов | Количество лабораторных, практических работ |
1 | Введение | 2 | |
2 | Основы цитологии | 27 | Л.р. №1-3 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов | 11 | |
4 | Основы генетики | 23 | Л.р. № 4,5, пр.р. №1 |
5 | Генетика человека | 3 | Л.р.№6 |
Итого | 66 |