Учащиеся должны знать/понимать:
- Признаки биологических объектов:
- живых организмов;
- генов и хромосом;
- клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- популяций;
- экосистем и агроэкосистем;
- биосферы;
- растений, животных и грибов своего региона.
- Сущность биологических процессов:
- обмен веществ и превращения энергии;
- питание;
- дыхание;
- выделение;
- транспорт веществ;
- рост, развитие;
- размножение, наследственность и изменчивость;
- регуляция жизнедеятельности организма;
- раздражимость;
- круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся должны уметь:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
- роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
- взаимосвязи человека и окружающей среды;
- зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
- роль гормонов и витаминов в организме.
- Изучать биологические объекты и процессы:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
- наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
- Распознавать и описывать:
- основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;
- органы и системы органов животных;
- растения разных отделов;
- животных отдельных типов и классов;
- наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
- съедобные и ядовитые грибы;
- опасные для человека растения и животных.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.
- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
- Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- Учебно – методические средства обучения.
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.
Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для проведения демонстраций учителем или для постоянной экспозиции в кабинете природоведения.
^ – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), Данное оборудование используется при проведении фронтальных ученических работ.
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
| № | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Необходимое количество |
| 2 | 3 | |
| 1.^ | ||
| 1. | Стандарт основного общего образования по биологии 2004. | Д |
| Пальдяева Г.М. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. | Д | |
| Каменсий А.А, Крискунов Е.А, Пасечник В.В. Введение в общую биологию. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011. | К | |
| Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.. М. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2011. | К | |
| Латюшин В.В., Шапкин В.А.М. Биология. Животные.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011. | К | |
| Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник для общеобразовательных учреждений. М .: Дрофа, 2011. | К | |
| Дубинина Н.В., Пасечник В.В. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику. 6 класс. М.: Дрофа, 2010. | Д | |
| Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. 7 класс. М.: Дрофа, 2010. | Д | |
| Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. 8 класс. М.: Дрофа, 2010. | Д | |
| Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. 9 класс. М.: Дрофа, 2010. | Д | |
| Пасечник В. В., Снисаренко Т.А. Биология 6 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2011. | К | |
| Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология 7 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2011 | К | |
| Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2011. | К | |
| Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2011. | К | |
| Пасечник В.В., Швецов Г.Г.. Биология 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2011 | К | |
| Анисимова В.С. Самостоятельные работы учащихся на уроках анатомии, физиологии и гигиены. М.: Просвещение, 1998. | Ф | |
| Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. М.: Просвещение, 1988. | Ф | |
| Сухова Т.С. Тесты 6 – 9 класс. М.: Дрофа, 1999. | Д | |
| Воронина Г.А. Школьные олимпиады. Биология 6-9 класс. М.: Айрис – пресс, 2007. | Д | |
| Бакалова Е.М. Биология. Справочник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. | Д | |
| Бейко В.В. Полная энциклопедия. Животные. М.: Эксмо, 2009. | Д | |
| Брем А. Серия «Жизнь животных». М.: АСТ, 2000. | Д | |
| Шишкин Б.К. Ботанический атлас. М.: Издательство с/литературы, журналов и плакатов, 1963. | Д | |
| Школьник Ю. Полная энциклопедия: растения. М.: Эксмо, 2009. | Д | |
| Школьник Ю. Полная энциклопедия: человек. М.: Эксмо, 2010. | Д | |
| Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
http://минобрнауки.рф |
Д | |
| Федеральный портал «Российское образование».
http://www.edu.ru |
Д | |
| Федеральный центр информационно –образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru |
Д | |
| Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://window.edu.ru/window |
Д | |
| Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru |
Д | |
| Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.
http://bus.gov.ru/public/agency/agency.html?agency=202421 |
Д | |
| ^ | ||
| Таблицы. | ||
| Серия «Анатомия, физиология и гигиена человека». | ||
| Серия «Генетика». | Д | |
| Серия «Основы экологии». | Д | |
| Серия «Портреты ученых биологов». | Д | |
| Серия «Правила поведения в учебном кабинете». | Д | |
| Серия «Правила поведения на экскурсии». | Д | |
| Серия «Правила работы с цифровым микроскопом». | Д | |
| Серия «Развитие животного и растительного мира». | Д | |
| Серия «Систематика животных». | Д | |
| Серия «Систематика растений». | Д | |
| Серия «Строение, размножение и разнообразие животных». | Д | |
| Серия «Строение, размножение и разнообразие растений». | Д | |
| Серия «Схема строения клеток живых организмов». | Д | |
| Серия «Уровни организации живой природы». | Д | |
| Зоогеографическая карта мира. | Д | |
| Природные зоны России. | Д | |
| Центры происхождения культурных растений и домашних животных. | Д | |
| ^ | ||
| Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 класс. | Д | |
| Мультимедийное приложение к урокам. Уроки биологии 6 класс. | Д | |
| Интерактивная энциклопедия. Моё тело. Анатомия и физиология человека. | Д | |
| ^
(могут быть в цифровом и компьютерном виде). |
||
| Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов. | Д | |
| Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных. | Д | |
| Фрагментарный видеофильм об обмене веществ у растений и животных. | Д | |
| Фрагментарный видеофильм по генетике. | Д | |
| Фрагментарный видеофильм об эволюции живых организмов. | Д | |
| Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам). | Д | |
| Фрагментарный видеофильм об охране природы в России | Д | |
| Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека. | Д | |
| Фрагментарный видеофильм по гигиене человека. | Д | |
| Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи. | Д | |
| Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам. | Д | |
| Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов. | Д | |
| Фрагментарный видеофильм о происхождении и развитие жизни на Земле. | Д | |
| ^ | ||
| Ноутбук. | Д | |
| Мультимедийный проектор. | ||
| Цифровая фотокамера. | ||
| Экран проекционный. | Д | |
| 7.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. | ||
| ^ | ||
| Барометр. | Д | |
| Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. | Р | |
| Комплект оборудования для комнатных растений. | Д | |
| Лупа ручная. | Р | |
| Микроскоп школьный ув.300-500 . | Р | |
| Термометр наружный. | Д | |
| Тонометр. | Д | |
| Цифровой микроскоп. | Д | |
| 8.МОДЕЛИ. | ||
| ^ | ||
| Модели цветков различных семейств. | Д | |
| Набор моделей органов человека. | Р | |
| Торс человека. | Д | |
| ^ | ||
| Скелет человека разборный. | Д | |
| Скелеты позвоночных животных. | Р | |
| Череп человека расчлененный. | Д | |
| ^ | ||
| Дезоксирибонуклеиновая кислота. | Д | |
| Набор моделей по строению беспозвоночных животных | Д | |
| Набор моделей по анатомии растений. | Д | |
| Набор моделей по строению органов человека. | Д | |
| Набор моделей по строению позвоночных животных. | Д | |
| Модели-аппликации (для работы на магнитной доске). | ||
| Основные генетические законы. | Д | |
| Синтез органических веществ в клетке. | Д | |
| Плодовые тела шляпочных грибов. | Р | |
| Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений. | Р | |
| Гербарии. | ||
| Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп. | Р | |
| ^ | ||
| Внутреннее строение позвоночных животных. | Р | |
| Черви. | Р | |
| Насекомые. | Р | |
| Строение глаза млекопитающего | Р | |
| Пресмыкающиеся. | Р | |
| Моллюски. | Р | |
| Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники». | К | |
| Набор микропрепаратов по разделу «Человек». | К | |
| Набор микропрепаратов по разделу »Животные». | К | |
| Вредители сельскохозяйственных культур. | Р | |
| Ископаемые растения и животные. | Р | |
| Тип Членистоногие. | Р | |
| Морфо — экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.) | Р | |
| ^ | ||
| Комнатные растения по экологическим группам. | ||
| Тропические влажные леса. | д | |
| Влажные субтропики. Сухие субтропики. | д | |
| Пустыни и полупустыни. | д | |
| Настольные развивающие игры по экологии. | П | |
| Биологические конструкторы. | П | |
| 11. Экскурсионное оборудование. | ||
| Папка гербарная. | П | |
| Пресс гербарный. | П | |
| Сачок водный. | П | |
| Сачок энтомологический. | П | |
| Совок для выкапывания растений. | П | |
| ^ | ||
| Доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, карт. | Д | |
| Стол письменный для учителя. | Д | |
| Столы двухместные ученические в комплекте со стульями. | К | |
| Стул для учителя. | Д | |
| Подставка для ТСО. | Д | |
| Шкафы секционные для оборудования. | К |